Что такое карпулинг, или ищем попутчика в авто

Карпулинг и райдшеринг

Оба эти термина описывает один и тот же процесс. Car-pooling — наполнение машины (pool — это не только бассейн, это еще и «наполнять») и Ride-searing — Разделять поездку. В обоих случаях речь идет о том, что водитель и его попутчики путешествуют вместе по одному маршруту ради экономии. Базовая идея райдшеринга, это разделения расходов на топливо между пассажирами и владельцем авто. Изначально ни о каком бизнесе не было и речи, только экономия.

В отличие от каршеринга, это не аренда автомобиля, а поиск попутчиков к заранее запланированной поездке.

История райдшеринга

Вторая мировая война была войной моторов. А так как и автомобили, и самолеты, и корабли по сути использовали один и тот же ресурс для топлива (нефть), его приходилось экономить. Так, впервые, в США появился райдшеринг как массовое явление, в виде клубов. В то время никакой разницы между каршерингом, карпулингом и райдшерингом не делали и то, и другое, и третье означало лишь, что водитель берет попутчика который оплачивает часть стоимости бензина.

Едешь один — едешь с Гитлером!

После окончания войны интерес к клубам каршеринга снизился, но вырос снова в 70-е, в связи с ростом цен на бензин в США. В то же время в Европе карпулинг модным не был, так как система общественного транспорта была развита гораздо лучше, чем в Соединенных Штатах. Во многих небольших городах США общественного транспорта не существует из-за ненадобности, у всех есть личное авто, автобусы и поезда просто не востребованы.

Именно из-за специфической американской географии райдшеринг возник именно в этой стране. Много автомобилей, самая разветвленная сеть дорог и привычка путешествовать на большие расстояния. В таких условиях появился и автостоп, и carpooling, который, в отличие от автостопа, подразумевает, что владелец машины и его пассажиры договариваются о поездке заранее и разделяют расходы. Автостопщики же не платят ни за топливо ни за услугу.

Источником следующей волны развития карпулинга стали студенты и… Пробки. Проблемой студентов был не дорогой бензин, а ограниченное количество мест на парковках университетов, приходилось договариваться и поочередно подвозить друг-друга на учебу.

С другой стороны, из-за быстрого роста городов и количества авто у граждан, они простаивали в заторах по пути на работу и обратно по несколько часов. Для борьбы с пробками в США стали появляться специальные полосы для общественного транспорта и авто с 2 и более пассажирами — полосы высокой загруженности.

Полоса только для «полных» машин

Так появился еще один стимул — экономия времени. Но главный импульс для развитии явления дал интернет.

Райдшеринг как бизнес

Существует 3 вида карпулинга/райдшеринга

  1. Случайный или спонтанный
  2. Регулярный
  3. В реальном времени

Спонтанный райдшеринг

Первый тип появился благодаря выше описанным полосам высокой загрузки. Попутчики ожидают машину в заранее отведенных местах. В такой модели пассажир ничего не платит и не компенсирует затраты. Выгода водителя в том, что он может воспользоваться специальной полосой, выезд на которую без пассажиров запрещен. В столице Индонезии Джакарте, с ее легендарными пробками именно водитель платит пассажирам за возможность покатать их по такой полосе, а не наоборот.

Регулярный райдшеринг

Карпулинг с регулярными маршрутами. В качестве водителей здесь выступают коммерческие перевозчики с заранее установленным расписанием поездок.

Динамический райдшеринг

Или райдшеринг в реальном времени, или P2P карпулинг. Как бы это не называли, не важно. Хорошо всем знакомый BlaBlaCar родом их Франции. И водители и попутчики — частные лица, которым просто по пути, задача сервиса помочь им найти друг-друга и сократить расходы на поездку.

Где же прибыль?

Сама философия не подразумевает получение прибыли, а значит и бизнеса на райдшеринге не создать? Не совсем так. Сервисы райдшеринга используют, с разной степенью успеха, два похода к монетизации:

  1. Подписка
  2. Комиссия с пассажира

Транзакционная модель — это комиссия с каждой поездки, она наиболее популярна. Так как философия карпулинга не предусматривает для владельца машины заработка на поездке, комиссию платит пассажир, как более заинтересованный в услуге.

В случае с подпиской, пользователь оплачивает доступ к сервису на определенный период: день, неделю или месяц. Платит в этом случае тоже пассажир. Обе бизнес-модели использует и пресловутый BlaBlaCar, в разных странах, разный подход. Так как компания не публичная никаких данных об эффективности той или иной модели нет.

Рынок райдшеринга

Если попробовать поискать на рынке конкурентов французов, окажется, что их не так уж и много. В Европе до 2015 года неплохо развивалась компания Carpooling.com, но ее купила BlaBlaCar, украинский стартап «Подорожники» и российский BeepCar также были поглощены французским монополистом. Конкуренция довольно слабая, так может и перспектив для рынка карпулинга не существует?

Показательно поведения и самого крупного в мире райдшеринга, BlaBlaCar запускает BlaBlaLines и BlaBlaBus вторгаясь на чужую территорию (Uber-подобных приложений и регулярных автобусных перевозок).

Экспансия в США, родину райдшеринга не планируется. Предлогом называется низкая стоимость бензина и неудобные города. Но, скорее всего, у монополиста нет бизнес интересов в богатой и насыщенной автомобилями Северной Америке, хотя казалось бы все на месте, и дороги, и машины, и традиции. Крупнейший и старейший сервис в США — Zimride больше занят конкуренцией с Убер в проекте Lyft чем собственно райдшерингом.

Другие компании (Carma, Sidecar, RideScout, Tripda, PopaRide…) все вместе взятые не дотягивают до монстра BlaBlaCar ни по объему инвестиций ни по количеству пользователей (около 70 миллионов). Что уж говорить о европейском рынке, где конкурентов не разглядеть без микроскопа (Motar, Djump, Ants). Возможно более интересным для БлаБлаКар может стать Азия, где уже вовсю орудуют индийские стартапы RideIT, sRide или китайские Didapinche и сервис Hitch от DiDi.

В чем разница?

Пока райдшеринги пытаются проникнуть на другие рынки, происходит и обратный процесс. Самый известный пример экспансии — UberPool. В отличие от классического Uber, который на самом деле еще какое такси, UberPool — действительно не такси, а райдшеринг. Хотя для Убер — это только один из видов тарифа, идеология разделения затрат сохраняется, но делится уже не между только между пассажирами. Комиссия взимается с заработка водителя.

Известный израильский навигатор недавно запустил услугу Waze Carpool, сейчас услуга доступна в Израиле, США и Бразилии. Проект позиционируется как социальный, цель которого борьба с пробками, и скорее всего таким и останется.

Карпулинг похож скорее на социальное явление, чем на бизнес. Тем не менее монетизировать его вполне возможно, что демонстрирует BlaBlaCar сообщая в пресс релизах о получении прибыли с 2018 года, в отличие от Убер, который еще ни разу не стал прибыльным бизнесом.

Карпулинг: поделись своей машиной

Сегодня можно позволить себе обходиться без личного автомобиля, пользуясь карпулингом.

Шеринг экономика позволяет рационально и экологично использовать ресурсы. Зачем платить лишние деньги, если нам нужна не вещь, а услуга?

Не квартира, а проживание в ней, не стиральная машина, а выстиранные вещи, не лобзик и дрель, а сделанный с их помощью ремонт.

Что такое карпулинг и зачем он нужен?

Карпулинг — (в переводе с английского: car — «машина», pool — «объединение») — совместное использование автомобиля с другими людьми. Иногда можно встретить название райдшеринг — (в переводе с английского ride — «поездка», share — «делиться») — суть одна.

Допустим, у меня есть автомобиль, которым пользуюсь в одиночку. По дороге на работу я могу каждый день подвозить попутчиков: коллег, знакомых либо просто тех, кому со мной по пути.

Вместе мы делим расходы на топливо, с комфортом и в хорошей компании добираемся до нужной точки маршрута. Удобно? Не то слово!

Карпулинг используют как для ежедневных поездок по одному маршруту, так и при поездках-путешествиях в другие города.

Его собрат — каршеринг (их, кстати, очень часто путают и принимают одно за другое) представляет собой систему краткосрочной аренды автомобиля. Об этом мы расскажем в отдельном материале.

Как появился карпулинг?

Движение зародилось в США во время Второй мировой войны, когда остро встал вопрос снабжения армии топливом. Американские власти обязали каждого водителя брать с собой попутчиков.

Один из самых известных плакатов того времени красноречиво заявлял: «Если ты едешь один, то везешь с собой Гитлера. Присоединяйся к каршеринг клубу!».

Имеется ввиду не традиционный каршеринг, описанный выше, а совместное использование автомобиля несколькими водителями.

Вторая волна пришлась на 70-е годы прошлого века. Во время нефтяного кризиса идея совместного использования автомобиля перекочевала из США в Европу.

Расцвет карпулинга в новом тысячелетии связан с развитием информационных технологий и появлением мобильных приложений. С их помощью искать попутчиков стало намного проще и быстрее.

Приложения могут быть локальные (например, французский karzoo.fr) и глобальные (carpoolworld.com). Пожалуй, самый известный карпулинг BlaBlaCar, который охватывает многие страны.

Читайте также:  Что делать, если отменили рейс на самолет, как улететь и вернуть деньги

В чем преимущества карпулинга?

Совместные поездки, в которых платишь только за топливо, обходятся в разы дешевле традиционных видов транспорта. Проверено на собственном опыте: мне удавалось сэкономить треть, а иногда и половину стоимости поездки (по сравнению с билетами на поезд либо автобус).

К слову, средняя цена совместной поездки из Петербурга в Москву составляет 900 рублей, из Екатеринбурга в Челябинск – 300 рублей. В этом, пожалуй, главное преимущество для тех, кто привык путешествовать бюджетно.

Второй плюс: снижение экоследа. Согласитесь, полностью загруженная пассажирами машина оставляет меньший экологический след, чем два автомобиля в каждом из которых один пассажир.

Если представить, что карпулинг станет массовым движением, то дороги станут свободнее, заторов и пробок станет гораздо меньше. Меньше машин – меньше выбросов углекислого газа в атмосферу.

А еще – это отличная возможность завести новые знакомства. За разговорами время летит быстрее, и кто знает, может ваш попутчик станет вашим другом?

Минусы карпулинга

И все же, несмотря на плюсы и выгоды движения, в России оно еще малоразвито. Причин этому несколько. Вне зависимости от страны и города, совместную поездку довольно сложно организовать, если у вас редкий и непопулярный маршрут.

Кроме того, водителю не всегда удобно подстроиться под каждого попутчика. Наверняка поэтому в России и странах СНГ карпулинг пока существует в виде стихийных маршрутов, когда нужно подбросить родственника или приятеля, либо подвезти голосующего на трассе автостопщика.

В совместных поездках многое зависит от человеческого фактора, и вопрос безопасности — важнейшее препятствие для развития движения. Конечно, доля риска есть как со стороны попутчика, так и со стороны водителя.

Однажды мне довелось ехать в салоне с пассажиром, который был подшофе и постоянно просил остановить машину, чем в конце концов разозлил водителя. В другой раз за два часа до отправления мне позвонил водитель и сказал, что не может меня забрать. В таких случаях вспоминаешь про гарантии и надежность традиционного транспорта.

Нередко мне приходилось сталкиваться с тем, что под карпулингом скрывались нелегальные коммерческие перевозки. Причем, узнавала об этом лишь в самый последний момент, когда отменить поездку было невозможно.

Конечно, в совместной поездке с незнакомым человеком есть доля риска. В BlaBlaCar, чтобы ее уменьшить, появилась опция «только для женщин».

Так пользователи могут планировать совместные поездки, в которых и водитель, и пассажир — женщины.

Как работает карпулинг в разных странах?

Карпулинг существует и функционирует на всех континентах планеты, но в разных странах он развивается своим путем.

В Германии совместные поездки, или митфарт, популярны уже давно. В стране созданы специальные сайты и службы с сотнями тысяч зарегистрированных пользователей (mitfahrtzentrale.de, mitfahrgelegenheit.de).

В Норвегии и Нидерландах такие проекты поддерживаются государством. К примеру, в Осло на карпулинговый сервис деньги выделило государственное транспортное агентство Transnova. Голландское правительство размещает специальные автостоянки на перекрестках автомагистралей.

В 70-ых годах прошлого века на трассах и дорогах Лос-Анджелеса появились специальные карпулинг-полосы для водителей, в машине которых едут 2 и более человек. Полосы действуют и сегодня, обозначаются специальным значком.

Сегодня в Калифорнии за передвижение по этой полосе в одиночку можно получить штраф в 500$. После 3-кратного нарушения правила водителя лишают прав.

Городские власти Вашингтона организуют специальные места для остановок попутчиков: около станций метро и некоторых автобусных остановок развешаны таблички с указателями направлений для поездки.

Локальный carpool.by существует в Беларуси. Пока сами беларусы не особо активны, но часто делят машину при поездках на популярные направления: Санкт-Петербург, Москву, Вильнюс.

Условия для развития карпулинга созданы не везде. К примеру, в Венгрии перевозка попутчика за любую оплату, включая расходы на топливо, считается налоговым преступлением.

Если у водителя нет лицензии на такси, счет-фактуры и он не уплачивает налоги за перевозку, ему придется заплатить штраф за нелегальную перевозку.

Как работает карпулинг?

Пользоваться сервисами совместных поездок очень просто и удобно. Рассмотрим, как это работает, на примере BlaBlacar.

Сначала следует зарегистрироваться на сайте blablacar.com. Если вы выступаете в роли попутчика, то нажимаете «найти поездку» (водитель, наоборот, предлагает поездку). Затем выбираете город и дату.

Например, мы планируем поездку Санкт-Петербург – Москва, на 1 апреля. Система показывает нам различные варианты. Водитель Александр предлагает разделить с ним поездку за 900 рублей на Ниссане.

Но я выбираю вариант подороже: Антон, проверенный пользователь с десятью позитивными отзывами, заполненным профилем и фото, хочет получить за поездку на Skoda rapid 1100 рублей.

В машине еще полностью свободна, а значит, я могу выбрать место рядом с водителем. Бронирую поездку, получаю контактный телефон водителя: все интересующие детали могу уточнить по телефону. В течение дня Антон перезванивает и подтверждает мою бронь. Оплату я отдам лично после поездки.

А после путешествия могу оставить свой отзыв и оценить качество поездки: в дальнейшем, это поможет другим пользователям не ошибиться при выборе водителя.

Обязательно читайте отзывы о водителе, не ленитесь позвонить и поговорить с вашим перевозчиком – в этом залог безопасности и комфорта вашей поездки. Если сомневаетесь – не рискуйте.

Регистрируйтесь, предлагайте или ищите поездки – и в путь!
Хорошего совместного путешествия!

Райдшеринг или карпулинг: BlaBlaCar про игру в слова

Как правильно, райдшеринг или карпулинг? Между этим словами вообще есть разница? PR-менеджер BlaBlaCar Сергей Авакян-Ржевский о том, как сервис популяризировал оба этих слова в русском языке, а потом отказался от использования одного из них.

В 2014 году BlaBlaCar вышел на рынок России, купив локальный сервис «Подорожники». К тому моменту в России уже работало около 5 карпулинговых сервисов, маленьких и почти незаметных. Ни один из них не использовал термины «карпулинг» или «райдшеринг». Не будет преувеличением сказать, что этих слов в русском языке не было. «Яндекс» находил буквально с десяток упоминаний, почти случайных калькированных переводов слов в специализированных статьях, причем не всегда в принятом сегодня значении.

Что касается англоговорящего мира, то слова «карпулинг» и «райдшеринг» там были (и есть) и являются почти полными синонимами, с небольшой разницей. В обоих случаях речь идет о совместных поездках, но при карпулинге ассоциация с длинной междугородней поездкой более сильная, традиционная. Слово же «райдшеринг», в контексте бума развития шеринговой экономики, более модное, что ли, – «шэринг экономи», каршеринг, райдшеринг.

Райдшеринг

Свою деятельность в России (как и в других странах) BlaBlaCar с самого начала обозначил именно как райдшеринг. Этому есть рациональное объяснение. В те времена крупнейшим конкурентом компании в немецкоговорящих странах была компания Mitfahrgelegenheit.de, которая на международных рынках продвигалась под брендом Carpooling.com. Компания была старше BlaBlaCar (года основания: 2001 и 2006), имела узнаваемый бренд и большое число пользователей. Упоминание карпулинга опосредовано работало на продвижение одноименного конкурента. Для BlaBlaCar это было неприемлемо, потому что компания имела свои планы на долю рынка в этих странах.

В России слово «райдшеринг» приживалось тяжело. Как пиарщик BlaBlaCar, могу сказать, что журналисты его не любили страшно. Я уж не говорю про пользователей в соцсетях. Главных упреков было два: 1) не гоже насаждать англицизмы «в великом и могучем», 2) звучит ужасно.

Звучит для русского уха и правда так себе. Хотя, спустя пять лет, уже все, вроде бы, привыкли. А вот по поводу англицизма… Тут сложнее. Не было и нет точного аналога в русском языке.

Альтернативные варианты

Слово «автостоп» не подходило, потому что не отражало сути поездок. При райдшеринге попутчики находят друг друга на онлайн-платформе, водитель компенсирует расходы, у пользователей есть рейтинги и отзывы, поездку можно спланировать и т.д. Автостоп же – чистая авантюра.

Вариант «онлайн-автостоп» нес в себе весь негативный шлейф образа «классического» автостопа, поэтому с точки зрения позиционирования также был неподходящим.

Был вариант использовать оборот «сервис поиска попутчиков». Однако, помните вы или нет, но пять лет назад подобное словосочетание ассоциировалось исключительно с услугами по поиску девушек с социально-пониженной ответственностью для поездок на отдых. Таких сайтов было много, «Яндекс» успешно по ключевым словам – «поиск попутчиков» – их находил. BlaBlaCar был категорически против такой ассоциации. (Кстати, сегодня в этом вопросе ситуация изменилась кардинально.)

Были и другие варианты, но все они не подходили. В общем, альтернатив не было.

Карпулинг

Пропуская детали, перенесемся в апрель 2015 года. Carpooling.com-таки сдался под натиском BlaBlaCar и продал свой бизнес. BlaBlaCar стал безоговорочным мировым лидером в своей отрасли. Приблизительно в 2016 году в компании было принято решение постепенно заменять использование «райдшеринга» на «карпулинг».

Это было сделать довольно просто в Европе (где два слова были равно общеупотребительны), но не в России. Дело в том, что за три года (к тому моменту) продвижения BlaBlaCar в нашей стране (на русском языке), понятие «райдшеринговый сервис» стало таким раскрученным и так сильно ассоциировалось с BlaBlaCar, что его приходилось использовать даже конкурентам. Тем самым, волей-неволей, они делали отсылку к BlaBlaCar, помогая нам популяризовать сервис. Использовать же «карпулинг» было малоэффективно, потому что слово обывателю было неизвестно.

Читайте также:  Что взять в свадебное путешествие, чтобы сделать его незабываемым

Карпулинг в России

Прозвучит странно, но через пару лет нам в России все-таки пришлось отказаться от нами же раскрученного термина «райдшеринг». Причин было несколько, ключевых три.

Во-первых, ради «единообразия» в маркетинговых коммуникациях с зарубежными офисами, которые к 2017 году исключили «райдшеринг» из употребления.

Во-вторых, потому что термин к тому моменту все чаще стали использовать онлайн-сервисы такси, которые, предполагаю, стремились таким образом найти лазейки в законодательстве, чтобы смягчить прессинг регулирования. Конечно же, к райдшерингу в понимании BlaBlaCar эти сервисы отношения не имели (у нас были непрофессиональные автовладельцы, которые не оказывали услуг по требованию пассажира, не получали прибыль и т.д.). Как результат, недовольные в те времена работой онлайн-сервисов такси регуляторы – а за ними и журналисты – стали в одном ряду с ними упоминать до кучи и BlaBlaCar. Мы были категорически против этого.

В-третьих, удачный момент: а) бренд BlaBlaCar к этому времени стал таким раскрученным, что превратился в имя нарицательное для такого типа поездок, б) мы заключили сделку с нашим крупнейшим конкурентом, по условиям которой две базы попутчиков объединились под одним брендом BlaBlaCar, и вопрос формулировок потерял приоритетность (но не актуальность).

Так, летом 2018 года BlaBlaCar Россия превратился из райдшерингового сервиса в карпулинговый.

Грустное заключение

Что же случилось со словом «райдшеринг»? Оно оказалось брошенным на обочине коммуникационного шоссе. Живет сейчас само по себе. Периодически его можно встретить на просторах рунета. Временами оно увязывается по следу BlaBlaCar, как брошенная собачонка за ногами жестокосердного хозяина. Онлайн-сервисам такси, похоже, оно тоже больше не нужно.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Почему хотят запретить BlaBlaCar и ТуТу.ру — кому это выгодно?

Попутчиков автомобилисты брали всегда, подсаживая голосующих на обочинах. Развитие интернета подарило возможность соединить водителя и попутчика заранее, так что они могут стартовать вместе из условленного места на оговоренных условиях. Но карпулинг* не понравился прежним «владельцам» рынка.

*Карпу́линг (англ. car «автомобиль» + pool «объединение») — то же, что и райдше́ринг (англ. ride «поездка» + share «делиться»).

Удобная попутка

В России доступны десятки сетевых ресурсов, созданных для желающих доехать до нужной точки, с одной стороны, и взять попутчиков — с другой. Самый крупный — BlaBlaCar. Действует в 22 странах и насчитывает 70 млн пользователей, главным образом горожан. А в России пользователей почти 20 миллионов!

Карпулинг существует в виде перемещений по городу, пригородных и межрегиональных перевозок (самый востребованный вариант). Ежедневно им пользуются тысячи россиян: у нас большие расстояния, а общественный транспорт развит средне и при этом дорог. Масса направлений вовсе не охвачена общественным транспортом.

Карпулинг — не бизнес. При сложившихся расценках для водителя это просто способ «отбить» часть стоимости бензина.

Автомобилисты предоставляют сведения о предстоящей поездке (маршрут, дата, время, стоимость места), о себе и автомобиле. Попутчики выбирают водителя из списка, ориентируясь среди прочего на отзывы предыдущих попутчиков.

Возможность оставить отзывы отсеивает «плохих» водителей, ехать с которыми дискомфортно и даже страшно, преимущество получают хорошие. Не желая скверных отзывов, водитель старается ездить аккуратно и вести себя вежливо. Водители таким же образом «отбраковывают» неприятных пассажиров.

С точки зрения безопасности (движения и вообще) — точно не хуже, чем современное такси или маршрутки. Видимо, слишком благополучно всё это развивается, чтобы остаться без внимания властей. В июне Минтранс РФ предложил законопроект о регулировании совместных поездок на автомобиле.

Завинтить гайки

Попытки прижать BlaBlaCar начались два года назад. С тех пор уже несколько автобусных ассоциаций подали в суд на сервис. Надо сказать, BlaBlaCar подставился сам, предоставляя свою площадку для объявлений автобусных перевозчиков, не особо разбираясь, кто из них кто.

Но BlaBlaCar не единственное и не главное зло. Обвинения идут в адрес 229 онлайн-сервисов, включая популярные «Яндекс.Автобусы» и «Туту.ру». В конце июля Общероссийское объединение пассажиров (ООП) отправило в Госдуму письмо с предложением ограничить деятельность сайтов, позволяющих покупать билеты у нелегальных межрегиональных автоперевозчиков. ООП считает, что треть автобусных перевозчиков — нелегалы, использующие сайты-агрегаторы для поиска пассажиров.

Задача вроде бы чисто техническая и сводится к тому, чтобы из сетевых сервисов исключить автобусных нелегалов. Но очевидно, что только этим дело не ограничится.

Проект Минтранса предусматривает тотальное завинчивание гаек. От частника-перевозчика потребуется водительский стаж не менее двух лет. За рейс — не более пяти попутчиков. Не более двух рейсов в день. Блокировка аккаунта за коммерческие рейсы. И наконец, самое интересное: расчеты между водителем и попутчиком — только в безналичной форме через онлайн-сервис, а предельный размер платы за поездку определит… ­правительство.

Вероятно, придется платить не только комиссию и абонентскую плату агрегаторам, но и налоги. Так что попытку нейтрализовать BlaBlaCar и прочие аналоги засчитываем как успешную.

Но она вряд ли сработает. Попутный сервис может уйти на другие территории — например, в сообщества соцсетей. И нет закона, запрещающего возить попутчиков за копейки. Так что на странице агрегатора можно выставить заниженную цену, а реальная всплывет в ходе переговоров. Обе стороны хотят сэкономить на поездке и наверняка поймут друг друга.

Карпулинг действительно отнимает пассажиров у автобусников. Но простите, господа, это рынок. Зачем нам ездить дороже, если можно ездить дешевле? По всем прогнозам, мировой рынок карпулинга будет расти, а российский прибавляет по 20–30% в год. Попутная езда стала удобнее, дешевле и комфортнее, чем автобус. А возвращаться к выходу на обочину с протянутой рукой — теперь уже не хочется.

КАРПУЛИНГ В РОССИИ

Самые востребованные маршруты: Петербург — Москва, Москва — Нижний Новгород, Екатеринбург — Челябинск.

  • Средняя протяженность поездки — 258 км.
  • Большинство пользователей карпулинга — мужчины 25–35 лет.
  • Во время поездки с попутчиками 22% водителей снижают привычную для себя крейсерскую скорость.
  • Средняя заполняемость составляет 3,9 человека на карпулинговый автомобиль; в обычном режиме — 1,9 (данные BlaBlaCar).

По пути ли нам с карпулингом

Минтранс подготовил законопроект о карпулинге – онлайн-сервисах по поиску попутчиков. Ассоциация автобусных компаний против того, чтобы легализовать этот вид поездок. Сейчас – этап межведомственных согласований и битва заключений на законопроект. В рамках этих согласований Минфин уже предложил взимать 13%-й подоходный налог с тех, кто берет попутчиков. Нужен ли вообще этот закон?

Для меня карпулинг – это личная история. Я познакомился с ним в 2008 г., в Квебеке, когда работал в местном университете и регулярно ездил за 250 км в Монреаль. Это три часа и 50 долл. за автобусный билет. Местный аспирант подсказал: есть такая штука – регистрируешься на сайте, бронируешь место в попутном авто и едешь за 20 долл. Просто компенсируешь водителю расходы на бензин. Когда через несколько лет я стал работать в архангельском вузе, история с карпулингом продолжилась. Однажды я мерз на автобусной остановке, чтобы добраться до дома, который был в 30-ти км от Архангельска. Остановился водитель на «Форде», за 15 руб. взялся подбросить – по пути. В итоге я около года пользовался одним и тем же авто. У нас сколотилась дружная компания попутчиков, хоть никакого веб-сайта для этого не было.

Словом, меня трудно назвать объективным читателем законопроекта и отзывов на него. Но. Нас таких сегодня 20 миллионов. Именно столько жителей России пользуются онлайн-сервисами для поиска попутных авто. Всем нам трудно всерьез воспринимать отзыв автобусных перевозчиков из ОАП. В нем предлагается регистрировать водителей попуток в качестве ИП, проводить предрейсовый осмотр, покрасить машины в желтый цвет – приравнять эти поездки к такси. Это как обязать каждого пользователя соцсетей получить свидетельство о регистрации СМИ – ведь все они высказываются публично.

Многомиллионное сообщество не появляется на пустом месте. Карпулинг – сервис, который отвечает потребностям современного человека: быть мобильным, при этом оставаясь экономным. Стоимость содержания личного авто постоянно растет: ОСАГО и КАСКО, платные дороги и парковки, штрафы и растущие цены на топливо – все это делает путешествие одного человека в пустом автомобиле слишком дорогим.

Разумно используемый автомобиль может заменить несколько личных авто. И пропорционально разгрузить дороги, снизить объем выбросов. По данным сервиса BlaBlaCar, сервисы попутчиков повышают среднюю заполняемость личных автомобилей в среднем до трех человек. Поэтому в некоторых странах, например, США и Канаде, такие поездки поощряются: выделенные полосы для общественного транспорта доступны также и для карпулеров. В этом году Россия готовит первый добровольный доклад о достижении Целей устойчивого развития ООН, среди которых уменьшение неравенства, устойчивые города, рациональное потребление, борьба с изменениями климата. Развитие карпулинга, сервисов совместного использования автомобилей, велосипедов, самокатов – как раз то немногое, что действительно полностью соответствует этим целям. Представьте, сколько пробок, выбросов, аварий не произошло в нашей стране благодаря тому, что 20 млн человек уже осознали разумность совместных поездок.

Читайте также:  Что посмотреть в Баре - неизведанная Черногория

Так нужен ли закон о карпулинге? Если это наступившая реальность и миллионы россиян и так уже живут в ней, зачем заниматься избыточным нормотворчеством? Думаю, закон будет полезен, и вот почему. Первое – сервисы совместного пользования (автомобилями, квартирами, услугами и т.п.) невозможно регулировать по аналогии с традиционными смежными отраслями. Применение законодательства об автобусных перевозках или такси к карпулингу поставит крест на модели его существования. Поэтому понятие карпулинга, некоммерческих по своей сути перевозок, важно закрепить в законодательстве. Второе – полезно определить критерии карпулинга, чтобы отсечь от него коммерческих перевозчиков. Есть несколько четких параметров. Цель поездки – везешь клиента по его маршруту (такси) или едешь по своим делам в пустой машине (карпулинг). Стоимость поездки – поставьте ограничение, которое соотносится с затратами на бензин – например, не более двух руб. за км – и извлечение прибыли станет невозможным. Добавьте ограничение количества пассажиров за одну поездку (в законопроекте – не более пяти), и количество поездок (не более двух в день). Третье – международный опыт показывает, что национальный закон о карпулинге помогает ему успешно развиваться, следуя четким правилам. Законы о сервисах для поиска попутчиков действуют в Германии и Франции. В Бельгии, Италии, Испании карпулинг отделен от такси и автобусных перевозок на уровне судебных решений.

Под занавес еще одна история. Недавно довелось ехать на автобусе из Хабаровска в одно из отдаленных селений. С автовокзала в ту сторону отправляется один автобус в день, ехать 14 часов. И никаких альтернатив – самолета, поезда, такси, ничего. В итоге старый автобус трясся по убитой лесовозами дороге почти сутки – 20 часов. Ломался, застревал, ждал трактор, чтобы вылезти и ехать дальше. И знаете, что сделал водитель, когда прибыл наконец на место? Закинул багаж новых пассажиров и поехал в обратный путь. Сорок часов за рулем. Быть может, у владельца автобуса есть все бумаги — регистрация ИП, предрейсовый осмотр и прочие разрешения. Но лучшее, что могло бы случиться с его пассажирами – это сервис попутчиков.

Свежие комментарии

  • Артём к записи Куда поехать из Порту на день
  • klassnie.ru к записи Кухня Тосканы. Что будете заказывать?
  • Алиса Несказкина к записи Блошиные и не только рынки Флоренции
  • Елена к записи Блошиные и не только рынки Флоренции
  • Фаина к записи Интересные факты о Португалии

Метки

Сервисы райдшеринга: автостоп XXI века

Интернет сегодня уже не диковинка, а верный помощник, который всегда под рукой. Из обычных пользователей мы стали активными поставщиками услуг, породив тем самым абсолютно новую бизнес-модель. Одна из них карпулинг (райдшеринг) — сервис поиска попутчиков.

Ресурсы поиска попутчиков набирают популярность во всем мире. Содержать автомобиль становится дороже: бензин, страховка, ТО, налог на дороги, техосмотр, штрафы, амортизация.

Карпулинг — часть глобального тренда sharing economy (экономика совместного хозяйства). В ее основе лежит желание людей пользоваться тем, что их окружает, не имея этого в личной собственности. Во всем мире все больше людей разделяют свои дома, автомобили, время, навыки и знания, получая взамен прибыль, общение и бесценный опыт.

Карпулинг, райдшеринг

Карпулинг или райдшеринг — это совместное использование частного автомобиля с помощью онлайн-сервисов поиска попутчиков.

Как работает карпулинг/райдшеринг

Водитель размещает объявление о предстоящей поездке. Указывает начальный и конечный пункты, количество свободных мест, стоимость проезда и время отправления. Пассажир находит нужный ему маршрут, пишет личное сообщение или звонит водителю. Оплата производится в машине или через сайт. Быстро, удобно, практично!

Преимущества карпулинга/райдшеринга

  • От двери до двери. Водитель может заехать за своими попутчиками прямо к дому, нет необходимости ехать на вокзал;
  • Удобно путешествовать с животными, если предупредить об этом заранее;
  • Возможность заранее ознакомиться с профилем водителя/попутчика, узнать о манере езды, пунктуальности, “болтливости” из отзывов, выбрать некурящего водителя;
  • Машина как правило оказывается быстрее автобуса/поезда;
  • Возможность уехать в последний момент, когда билеты на автобусы/поезда раскуплены или стоят заоблачных денег (длинные выходные, праздники);
  • Гибкость в выборе времени отправления, отсутствие расписания;
  • Можно найти попутчика по маршруту, где нет прямого автобусного/жд сообщения, например, между двумя небольшими населенными пунктами.

Поездка из Москвы до Минска на BlaBlaCar обойдется в 20$, плацкарта в поезде 40$.

Из Берлина до Мюнхена можно доехать за 30 евро, поезд обойдется в 100.

Из Варшавы до Берлина машина домчит вас за 5 часов и 45 евро, в то время как поезд за 65.

Сервисы карпулинга

От теории к практике. Рассмотрим какими ресурсами карпулинга пользуются на разных континентах.

Европа

В Европе крупнейшее сообщество попутчиков, площадка, объединяющая водителей и пассажиров, которым по пути BlaBlaCar.

Blablacar

Это крупнейшая площадка, объединяющая попутчиков по всей Европе, России и Украине, в общей совокупности 13 стран. Поездки на BlaBlaCar на 20-30% дешевле билета на автобус и до 50% дешевле поезда.

Основные показатели BlaBlaCar

  • более 45 миллионов пользователей
  • 13 стран: Франция, Испания, Великобритания, Италия, Польша, Германия, Бельгия, Голландия, Люксембург, Португалия, Украина, Россия и Турция
  • услуга «Только дамы»
  • более 3 миллиардов км опубликованных маршрутов, это можно 80 535 раз обогнуть землю!
  • около 275 миллионов евро сэкономлено водителями сервиса
  • сэкономлено порядка 700 000 тонн выбросов CO2
  • более 3 миллионов скачиваний мобильного приложения (iPhone + Android)

Каждые выходные около 30 предложений между Берлином и Мюнхеном!

Беларусь как столица IT-технологий не смогла остаться в стороне, и создала свой ресурс Gocar.by. Белорусские гастарбайтеры и охотники за закупами в Польшу создают хороший трафик. Большинство водителей по старинке пользуются веткой на форуме Onliner.by «Подвезу, подъеду. Поиск попутчиков».

Великобритания

Liftshare.com

Идея данного ресурса зародилась на студенческой доске объявлений. В 1996 году студенту, а ныне ceo Liftshare Али Клаббурну не хватало денег на поезд. Были рождественские праздники, цены на ЖД билеты были взвинчены. Али оставил записку о поиске попутчиков на доске объявлений, на следующий день к своему удивлению получил целых 3 предложения.Сегодня более 550 000 людей состоят в рядах Liftshare.com!

«Люди объединяются в поездках с целью сэкономить, а социальная составляющая возвращает из снова и снова. И конечно же отличный ресурс» – утверждает Али, основатель сайта».

Соединенные Штаты Америки, Канада

Kangaride.com

Казалось бы, Соединенные Штаты всегда в авангарде инноваций. Касательно карпулинг-сервисов они позади европейских. Зато первые среди внутригородских поездок (чего только стоят сервисы Lyft, Uber and Sidecar).

Kangaride.com прочно укоренилось на североамериканском рынке. Каждую неделю на ресурсе размещается около 5 000 поездок, в том числе между Монреалем и Нью-Йорком или Бостоном. Компромисс в том, что Kangaride взимает ежегодный членский взнос в размере 7,50 долларов, и заряжает пассажирам плату в 5 долларов за поездку. Эти деньги идут в отдел, который занимается проверкой документов водителей в рамках соглашения с правительственными организациями, ведет учет новых участников, общается с пассажирами после поездки.

Австралия

CoSeats.com

Еще один качественный ресурс карпулинга. Просто регистрируетесь и находите нужную поездку. Есть фильтр «только для девочек», если вы имеете что-то против мужчин в машине. Также есть подраздел (что удобно в стране такого размера), где вы можете транспортировать камперван (жилой фургон) в другую точку.

Скептикам посвящается

Хоть иногда карпулинг и называют виртуальным автостопом данные ресурсы предлагают гораздо больше, чем просто поднятый палец на дороге. При регистрации вводится вся необходимая информация о человеке. Можно почитать отзывы, просмотреть профили соц. страниц. Другие сайты настаивают на проверке водительских прав, требуют сведения о номере банковского счета: все для обеспечения безопасности.

Даже если кто-либо и придет на сайт со злым умыслом, то слишком много мороки. Господа маньяки меня поддержат)))

У некоторых читателей статьи возможно всплывут воспоминания лихих 90-х. Дороги были мягко говоря неспокойные. В нынешнее время водитель будет следить за дорогой, а соседи по салону всю дорогу просидят, уткнувшись в телефон. Шучу! Вы весело проведете время, обсудите всем салоном законы мироздания, политику, экономику и какую сим-карту лучше брать в стране прибытия, а также массу полезных и дельных советов.

У вас был опыт использования карпулинг ресурсов? Путешествовали ли вы на длинные расстояния? Сколько новых друзей завели? — поделитесь в комментариях ниже.

Добавить комментарий