Религиозный туризм: виды, особенности, объекты

Бабкин А.В. Специальные виды туризма

Глава 2. Религиозный туризм

2.1. Определение и разновидности религиозного туризма

Туристом, путешествующим с религиозными целями, является человек, выезжающий за пределы страны постоянного проживания на срок не более полугода для посещения святых мест и центров религий. Под религиозным туризмом следует понимать виды деятельности, связанные с предоставлением услуг и удовлетворением потребностей туристов, направляющихся к святым местам и религиозным центрам, находящимся за пределами обычной для них среды.

Религиозный туризм подразделяется на две основные разновидности:

– паломнический туризм;
– религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности.

В паломническом туризме выделяется духовно паломнический туризм.

2.2. Паломнический туризм

Паломнический туризм – это совокупность поездок представителей различных конфессий с паломническими целями. Паломничество – стремление верующих людей поклониться святым местам.

Среди причин для совершения паломничества можно выделить следующие:

– желание исцелиться от душевных и физических недугов;
– помолиться за родных и близких;
– обрести благодать;
– выполнить богоугодную работу;
– отмолить грехи;
– выразить благодарность за блага посланные свыше;
– проявить преданность вере;
– стремление к подвижничеству во имя веры;
– обрести смысл жизни.

Паломничество предполагает определенное отношение человека к действительности. Идея паломничества подразумевает действия в условиях особых трудностей, добровольно взятые на себя обязательства быть в этих условиях. Это символизирует готовность человека пожертвовать преходящими материальными ценностями во имя вечных духовных. В индуизме, православии и католицизме получили развитие пешие паломничества. Люди отправляются в паломничества, когда им недостаточно ритуальных действий в местах обычной среды проживания.

Термин “паломничество”, как полагают филологи, происходит от слова “пальма” – ветви именно этого дерева привозили первые паломники христиане, побывавшие в Святой земле во время праздника “Вход Господень в Иерусалим”. Во время триумфального входа Иисуса Христа в Иерусалим верующие усыпали его путь ветвями пальмы. В России этот праздник получил наименование “Вербное воскресенье”. Традиции паломничества уходят корнями в глубокую древность. В Индии люди с древних времен совершали поездки в святые места, наполненные энергией того или иного божества. В Древней Греции паломники из разных уголков страны приезжали в Дельфы к прорицательнице Пифии, жившей в храме, для получения предсказаний. В Средние века паломничество получило широкое распространение. Странствия пилигримов в Палестину начались уже в III в. н. э. При императоре Константине были возведены храмы в Иерусалиме, например Храм Гроба Господня. В XV в. для паломников из Европы были разработаны специальные маршруты, или “дорожники”, от берегов Роны до реки Иордан. Однако самые первые путеводители для паломников, или “итенирарии”, были написаны на греческом языке в Византии еще в VIII в. Наибольшей популярностью среди пилигримов пользовался итенирарий “Краткое сказание о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, а также Сирии, Финикии и о святых местах Палестины”, написанный византийцем Иоанном Фокой в XII в. Крестовые походы закрепили традицию паломничества в Святую землю. По данным ВТО, ежегодно совершают паломничество более 200 млн человек.

2.3. Виды и особенности паломничества

В науке обычно выделяют несколько видов паломничества, классифицирующихся по различным признакам:

1) по числу участников и семейной принадлежности – индивидуальные, семейные и групповые паломничества;
2) по продолжительности – длительные и кратковременные паломничества (раньше по русским православным канонам паломничеством считалась поездка продолжительностью более 10 дней);
3) по сезонности – круглогодичные паломничества, а также приуроченные к религиозным праздникам;
4) по объектам посещения – посещения конфессиональных культовых мест (церквей, монастырей, храмов), а также природных культовых мест (гор, озер, пещер, родников, рощ);
5) по местоположению объекта паломничества – внутренние (в пределах государственных границ) и зарубежные паломнические туры;
6) по признаку обязательности – добровольные и обязательные паломнические туры (например, в исламе паломничество хадж является обязательным для каждого правоверного).

Паломники обычно выдвигают гораздо меньше требований к уровню и качеству обслуживания, питания, размещения. Они останавливаются на ночлег в кельях монастырей, на территории ашрамов, в палаточных городках (во время хаджа, например), могут ночевать в храмах на полу или даже прямо на улице. Выбор пищи обычно невелик, и она довольно скромная. В христианских странах во время постов пища постная, в Индии – вегетарианская.

Духовно паломнический туризм имеет узкую социально психологическую базу и географическую направленность. Под духовно паломническим туризмом понимаются поездки туристов из Северной и Южной Америки, Европы и России в различные центры духовной практики в странах Востока, в первую очередь в Индию, Тибет, Китай, Непал, Японию. Духовно паломнический туризм тесно связан с лечебно оздоровительным туризмом. Например, многие духовные центры в Индии являются центрами аюрведического лечения. В Индии аюрведа – это комплексная наука лечения, омоложения организма и предотвращения заболеваний, которые возникают как следствие нарушения гармонии между энергией человека и Вселенной. Всевозможные практики и наставления, дающиеся во многих ашрамах, а также в Золотом Городе, часто выходят за рамки религий или не имеют непосредственной (видимой) религиозной подоплеки. Подчеркивается их универсальность для людей различных вероисповеданий, национальностей, пола, возраста и профессии. Цель таких практик – помочь человеку в решении его проблем, а также в его духовном и нравственном самосовершенствовании, познании своей внутренней духовной природы.

Следует отметить близость духовно паломнического туризма и других видов туризма. Например, ежегодно многие туристы посещают Китай для занятий цигун. Цигун – это комплекс двигательных и дыхательных упражнений. Цигун помогает человеку набрать большой запас жизненных сил, или энергии ци, как полагают китайцы. Так что такая поездка содержит элементы религиозного, спортивного и лечебно оздоровительного туризма.

Основные регионы паломнического туризма:

– православные республики СНГ: Россия, Украина, Белоруссия, Молдова;
– зарубежная Европа с доминирующим католицизмом и протестантизмом (включая его многочисленные течения);
– Северная Америка с доминирующим положением христианства;
– Латинская Америка с преобладанием христианства и традиционными народными верованиями коренного населения;
– Северная Африка с преобладанием ислама;
– Восточная и частично Западная Африка с преобладанием ислама и наличием центров христианства и традиционных народных верований;
– Западная Азия с доминированием ислама и анклавами христианства и иудаизма;
– Южная Азия с распространением индуизма, буддизма, сикхизма, джайнизма, а также ислама;
– Юго-Восточная Азия с преобладанием буддизма, ислама и анклавами индуизма;
– Восточная Азия с господством буддизма, конфуцианства и синтоизма;
– Средняя Азия (Тибет), где доминируют ислам и ламаизм, религия бон;
– Центральная Азия с преобладанием буддизма и отдельными анклавами ислама.

2.4. Религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности

Религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности предполагает посещение религиозных центров, в которых туристы смогут увидеть религиозные объекты – действующие культовые памятники, музеи, посетить богослужения, принять участие в крестных ходах, медитациях и других религиозных мероприятиях. Этот вид туризма тесно взаимосвязан с научным туризмом религиозной направленности. Ученые посещают центры существующих религий, страны и регионы с богатыми религиозными традициями. Такие поездки немногочисленны, но они расширяют географию туристских поездок. Ученых интересует религиозное наследие – рукописи, различные культовые предметы, архитектурные формы как современных, так и ушедших в прошлое религий и многое другое. Исследователи направляются в центры существующих религий, страны и регионы с богатыми религиозными традициями. На Западе и в России имеется интерес к странам Востока – Китаю, Индии, Японии. Посещаются места исчезнувших религий – Египет, Месопотамия, Греция, Италия и Центральная Америка.

2.5. Индустрия религиозного туризма

Индустрия регигиозного туризма является составной частью всей туристской индустрии.

В ней можно выделить следующие четыре сегмента:

1. предприятия размещения – совокупность специализированных средств размещения (гостиниц, кемпингов, общежитий, монашеских келий);
2. предприятия питания – совокупность специализированных предприятий общественного питания;
3. транспортные предприятия;
4. религиозные объекты показа:

– культовые сооружения (монастыри, святилища, храмы, храмовые комплексы, капеллы, часовни и т. д.);
– природные объекты культа (святые источники, рощи, реки, озера, пруды и т. д.);
– объекты культа малых форм (придорожные кресты, алтари, капища и т. д.).

В индустрии религиозного туризма выделяют культовые центры и религиозные центры. Культовый центр – это место, имеющее большое значение для представителей определенной конфессии, в котором проводятся культовые и иные мероприятия, собирающие большое число паломников. В таких местах обычно есть храм с чудотворной иконой, или раньше жил известный святой, духовный учитель, аскет, или имели место исторические религиозные события. Религиозный центр – более широкое понятие, чем культовый центр. Религиозный центр, помимо объекта культа, включает образовательные учреждения и/или административные органы религиозных организаций. Например, старейший монастырь Москвы, Свято Данилов, является религиозным центром для паломников. Здесь помимо объектов культа находится резиденция Патриарха и Священного синода. Дать четкие определения этим понятиям, учитывая особенности всех религий, невозможно. Например, понятие культового центра для ислама практически неактуально, как и нахождение какого либо священного предмета в религиозном центре. Определение культового центра и религиозного центра подходят только для обобщенного понимания вопросов религиозной жизни.

2.6. Структура религии

Любая религия представляет собой единство религиозного сознания, культа и религиозных организаций. Религиозное сознание имеет два уровня: религиозная доктрина и религиозная психология людей. Религиозный культ представляет собой отношение людей к высшим неземным силам и проявляется через богослужения, жертвоприношения, обряды, праздники, паломничества. В религиозном культе объектом культовой деятельности выступает высшая сила, предметом культа становится эта сила, воплощенная в религиозных образах. Субъектом культа выступает религиозная группа или отдельный человек. Мотивом участия в культе выступает потребность в духовном освобождении, преодолении страданий, удовлетворении религиозных чаяний. В качестве средств культа выступают храмы, мечети, святилища, различные культовые предметы, церковная утварь, предметы религиозного искусства (архитектура, скульптура, живопись). Способы культовой деятельности – это определенная система и последовательность проведения религиозных мероприятий на уровне общества, группы людей, семьи или отдельного человека в храме, церкви, дома или в культовом месте. Способы культовой деятельности зависят прежде всего от религиозного сознания людей.

Религиозные организации – очень сложные образования. Они могут занимать господствующее положение в определенной стране или конфессии, играть второстепенную роль или вообще подвергаться гонениям. Религиозные организации могут со временем оформиться в самостоятельные религии, могут образовывать альянсы, входить в объединения, советы и т. д.

В отечественном религиоведении выделяют три вида религиозных организаций: например, в христианстве – церковь, секта и деноминация. Это деление относительно условно. Церковь включает большинство или значительную часть населения страны или территории. В православии и католицизме имеется иерархия служителей культа. Секта (от лат. sequor – “следовать”) – общее название религиозных вероучений, отколовшихся от господствующей церкви. В древности сектами называли группы или школы последователей религиозных философов. С появлением христианства сектантами стали называть последователей учений, осужденных господствующей церковью. В секте священство, как правило, отсутствует, лидерство является харизматическим. В секте резко выражено стремление к духовному возрождению членов, признаком которого считается соблюдение определенного нравственного кодекса и религиозных предписаний. Для деноминации характерно принятие разноплановых идей, культовых практик и религий. В деноминации, как и в церкви, есть четкая организация, координирующая деятельность общин, и иерархия управления. Однако члены деноминации не делятся на священников и мирян, здесь имеются авторитетные служители культа.

В восточных конфессиях в ряде случае отсутствуют четкие рамки религиозных организаций. Например, в Китае многие люди исповедуют даосизм, конфуцианство и буддизм одновременно, а в Японии – буддизм и синтоизм. В разных жизненных ситуациях и при решении различных задач они обращаются к разным религиям. В индуизме вообще отсутствует четкая религиозная организация. В Индии имеется ряд духовных школ и движений, не отвечающих критериям ни одного из трех видов религиозных организаций. Например, движение “Золотой век” Учителя Кальки Бхагавана рассчитано на людей всех вероисповеданий, обоих полов, всех возрастов и профессий. Для Бхагавана главное, чтобы они хотели быть просветленными, жить в любви и гармонии, без страданий и помогать другим людям в их работе над собой, над своим духовным совершенствованием.

2.7. Типология современных религий

В науке существует классификация религий в зависимости от разных классификационных признаков:

По наличию или отсутствию Бога творца религии делят на метафизические и эмпирические. В метафизических религиях(иудаизм, христианство, ислам, сикхизм, некоторые направления индуизма) утверждается, что Бог творец создал мир, в том числе и человека. В эмпирических религиях(буддизм, даосизм, джайнизм, синтоизм, некоторые направления индуизма, конфуцианство) понятие Бога творца отрицается либо является второстепенным. В буддизме, например, считается, что вера или неверие в Бога (богов) не должны быть препятствием на духовном пути человека.

По территориально этническому признаку религии делятся на племенные, национально территориальные и мировые. Племенные религии обычно очень ограничены территориально и по сути представлены традиционными народными верованиями. Национально территориальные религии принадлежат одному народу (иудаизм) или нескольким, близким друг другу социокультурно (индуизм). Мировые религии имеют большой территориально страновой охват и большое число приверженцев. Мировыми религиями являются христианство, ислам и буддизм. Можно отметить, что ислам изначально был национальной религией арабов, но всего за несколько десятилетий стал мировой религией, завоевав пространство от Атлантического океана до Индии.

По количеству богов религии подразделяют на монотеистические и политеистические. В монотеистических религиях имеется лишь один Бог – верховный Бог. К ним относятся христианство, ислам, иудаизм и сикхизм. Политеистическими религиями являются языческие верования, в них поклоняются большому количеству богов, божеств и духов. Индуизм можно назвать супрамоно теистической религией – его многочисленные божества являются проявлением Вселенского Духа – Брахмана.

По наличию ряда общих черт религии подразделяют на западные и восточные. К западным религиям относятся христианство, ислам, иудаизм, сикхизм, зороастризм. К восточным религиям – относят индуизм, буддизм, джайнизм, даосизм, конфуцианство и синтоизм. Если сравнить западные религии, станет очевидно, что в них больше сходств, чем различий. Хотя именно различиям придается решающее значение. Все западные религии верят в одну единственную жизнь, за которой следует рай или ад. Богу противостоит зло в лице Сатаны. Каждая из этих религий считает себя истинной и утверждает, что неверующих в нее ждет осуждение. Все три библейские религии основаны на монотеизме и дуализме, вере в то, что человек отделен от Бога и его высочайшее предназначение – достичь рая. В основном все они полагаются не столько на внутренний опыт или мистический контакт, сколько на священные ритуалы, веру, труд, которые ведут человека к Богу.

Религиозный туризм: объекты

Религиозный туризм: цели

1. поиск смысла жизни;

2. замаливание грехов;

3. обретение благодати;

4. молитвы за родных;

5. демонстрация преданности вере;

6. выражение благодарности;

7. желание исцелиться от недугов (душевных и физических).

Религиозный туризм: объекты

  • культовые сооружения. Это монастыри, часовни, святилища и храмы.
  • природные объекты культа. Это пруды, святые источники, святые рощи.
  • малые формы. Это придорожные кресты, капища, алтари.

В религиозном туризме принято выделять два направления деятельности – религиозный, связанный с участием в событиях религиозной жизни, что осуществляют с помощью экскурсий и паломнический, как путешествие с целью посещения святынь и святых мест. Термин “религиозный туризм” отражает, прежде всего религиозно-познавательные аспекты или только познавательные, а “паломнический туризм” связан с путешествием исключительно с религиозной целью.
Некоторые авторы считают, что паломничество охватывает как общественные, так и моральные аспекты. С одной стороны, человек стремится к кочевой жизни, согласно импульсом природы, а с другой – означает отречение на время от жизненных ценностей: родины, семьи, друзей, страданиями от усталости и трудностей дальней дороги. Преодоления таких препятствий является актом веры, набожности и стремлением к самосовершенствованию, что больше касается пешего паломничества. Однако современные паломники пользуются различными транспортными средствами, причем, кроме религиозной цели поездки религиозных мест, они могут иметь и другие цели. Трудно представить, чтобы паломник в Святую Землю или Ватикана не посетил Иерусалим или г. Рим.

Итак, наличие вспомогательных мотивов в паломническом движении дает основание утверждать: исключительно религиозные мотивы, в частности в международных путешествиях, не существуют в чистом виде, хотя они и не конфликтуют между собой.

Виды и особенности паломничества

В науке обычно выделяют несколько видов паломничества, классифицирующихся по различным признакам:

1) по числу участников и семейной принадлежности – индивидуальные, семейные и групповые паломничества;
2) по продолжительности – длительные и кратковременные паломничества (раньше по русским православным канонам паломничеством считалась поездка продолжительностью более 10 дней);
3) по сезонности – круглогодичные паломничества, а также приуроченные к религиозным праздникам;
4) по объектам посещения – посещения конфессиональных культовых мест (церквей, монастырей, храмов), а также природных культовых мест (гор, озер, пещер, родников, рощ);
5) по местоположению объекта паломничества – внутренние (в пределах государственных границ) и зарубежные паломнические туры;
6) по признаку обязательности – добровольные и обязательные паломнические туры (например, в исламе паломничество хадж является обязательным для каждого правоверного).

Экскурсионно-познавательные туры, осуществляющих в рамках религиозного туризма, отличаются от паломнического сроком пребывания и не обязательностью посещения лишь религиозным святыням. Религиозные объекты (соборы, мечети, культовые музеи, духовные центры) – лишь часть экскурсионных программ. Экскурсия для паломников имеет второстепенное значение.

К мировым религиям принадлежат христианство, буддизм и ислам. Эти три религии оказались всеобщем выражением сакральной сознания и были обращены не к конкретному представителя народа, а к верующим лица, независимо от его возраста, пола, национальности.
К популярным православных центров относятся:

– Святая гора Афон (Греция);

– Храм святого Лазаря с его гробницей и мощами (Кипр);

– Монастырь Сопочанах с действующей церковью Святой Троицы и фресками XIII в. (Сербия);

– Церковь Святой Софии, собор А. Невского и церковь Святого Пантейлемона (Болгария);

– Сионский собор, храм Метехи, Монастырь Святого Давида (Тбилиси), храм Свети-Цховели и монастырь Гелати (Мцхе-и) в Грузии;

– Киево-Печерская лавра (г. Киев, Украина);

– Почаевская Лавра (г. Почаев, Украина);

– Александро-Невская, Троице-Сергиевская (Россия) и др.. Католицизм – многочисленный направление в христианстве.
Для католиков и протестантовсамыми сакральными реликвиями являются: Истинный Крест (Рим), Святая Кровь (Брюгге, Бельгия), Терновый Венец, Собор Парижской Богоматери (Париж, Франция), Лурд (Франция), Туринская плащаница (Турин, Италия), Святые Гвозди (Итонский колледж, Великобритания), Ченстохова (Польша) и другие.

Популярной святыней мирового уровня для християн-паломников есть Святая Земля (Израиль). Здесь паломники посещают Вифлеем (храм Рождества Христова), Назарет (Базилика Благовещения, Грот Девы – место Благовещения), Иерусалим (Ворота Ирода, Львиные Ворота, Золотые Ворота, Сион-Ахи Ворота, церковь Святой Анны, церковь Плача Господня, Гефсимания – Оливковый Сад , церковь Бичевание, церковь Гроба Господня) и другие места.

Буддизм как мировая религия зародился в Восточной Индии в середине I тыс. до н. е. время это – своеобразное философское учение. От других религий он отличается тем, что Бог не есть отдельным лицом, а духовным началом, которое может изменять свое состояние. Религиозный туризм в буддизме, насчитывающая 325 млн верующих, несколько отличается от христиан и мусульман. Они не осуществляют традиционных палом-водств, хотя имеют собственные центры. Один из них расположен высоко в горах Тибета в г. Лхаса. Здесь есть монастырь и дворец Далайламы – духовного пастора буддистов. Известный центр паломничества буддистов – г. Бодхгая (Индия). Здесь Далайлама ежегодно читает лекции. В г. Дхармаса-ла (Индия) расположена современная резиденция Далайламы – буддистов Тибета и правительства Тибетского в изгнании.

Ислам возник в Аравии в VII в. н. е. Его появление мусульмане связывают с пророком Мухамед (Мухаммедом, Магометом), купцом из Мекки (Аравийский полуостров), около 610 г. объявил себя пророком, посланником единого Бога всех арабов – Аллаха. Учение, проголешене ним, содержится в Коране. Сначала он выступал с проповедями в Мекке, а впоследствии – в Медине, где создал прочную мусульманскую общину, которая стала центром распространения новой религии. Ислам придерживается традиций иудаизма и христианства. Он распределяется на суннитов (большинство) и шиитов. Из двух религиозных центров ислама популярная Мекка – ее ежегодно посещает около 2 млн мусульман. Здесь размещена одна из самых больших мечетей мира – Харам байт-Иллах. Внутри мечети-святилище Кааба: большой куб, составленный из гранитных блоков.

Город Медина расположен в 300 км от Мекки. Главная мечеть значительно красивее от храма аль Харам. Здесь проповедовал и похоронен пророк Муххамед.

Важная святыня ислама – мечеть Хайфа Омара в Иерусалиме, является третьей по значимости в мусульманском мире.
Как уже отмечалось, паломничеством в исламе считается посещение двух священных городов – Мекки и Медины, находящихся в Саудовской Аравии.

Эти паломничества подразделяются на две категории:

1) хадж (большое паломничество);
2) умра (малое паломничество).

Индустрия религиозного туризма

Индустрия регигиозного туризма является составной частью всей туристской индустрии.

В ней можно выделить следующие четыре сегмента:

1. предприятия размещения – совокупность специализированных средств размещения (гостиниц, кемпингов, общежитий, монашеских келий);
2. предприятия питания – совокупность специализированных предприятий общественного питания;
3. транспортные предприятия;
4. религиозные объекты показа:

– культовые сооружения (монастыри, святилища, храмы, храмовые комплексы, капеллы, часовни и т. д.);
– природные объекты культа (святые источники, рощи, реки, озера, пруды и т. д.);
– объекты культа малых форм (придорожные кресты, алтари, капища и т. д.).

В индустрии религиозного туризма выделяют культовые центры и религиозные центры. Культовый центр – это место, имеющее большое значение для представителей определенной конфессии, в котором проводятся культовые и иные мероприятия, собирающие большое число паломников. В таких местах обычно есть храм с чудотворной иконой, или раньше жил известный святой, духовный учитель, аскет, или имели место исторические религиозные события. Религиозный центр – более широкое понятие, чем культовый центр. Религиозный центр, помимо объекта культа, включает образовательные учреждения и/или административные органы религиозных организаций. Например, старейший монастырь Москвы, Свято Данилов, является религиозным центром для паломников. Здесь помимо объектов культа находится резиденция Патриарха и Священного синода. Дать четкие определения этим понятиям, учитывая особенности всех религий, невозможно. Например, понятие культового центра для ислама практически неактуально, как и нахождение какого либо священного предмета в религиозном центре. Определение культового центра и религиозного центра подходят только для обобщенного понимания вопросов религиозной жизни.

2. Экотуризм
Экологический туризм – путешествия к относительно неискаженным или незагрязненным областям с уникальными природными объектами. Экотуризм – это природный туризм, который включает изучение окружающей природной среды и служит для улучшения обстановки в этой среде. В основе экотуризма лежит забота об окружающей среде. На первый план выходит организация поездки с ограниченным числом участников в природные зоны с возможным посещением мест, представляющих культурный интерес, с целью реализации различных проектов охраны и рационального использования природных ресурсов. По определению Международной организации экотуризма, “экологический туризм – это ответственное путешествие в природные зоны, области, сохраняющие окружающую среду и поддерживающие благосостояние местных жителей”.

Для более глубокого понимания этого вида путешествий Международной организацией экотуризма выработано 10 заповедей экотуриста:

1) помнить об уязвимости земли;
2) оставлять только следы, уносить только фотографии;
3) познавать мир, в который попал: культуру народов, географию;
4) уважать местных жителей;
5) не покупать изделия производителей, подвергающих опасности окружающую среду;
6) всегда следовать только протоптанными тропами;
7) поддерживать программы по защите окружающей среды;
8) использовать методы сохранения окружающей среды;
9) поддерживать организации, содействующие защите природы;
10) путешествовать с фирмами, поддерживающими принципы экотуризма.


Воздействие туризма на природные комплексы бывает прямое и косвенное.

Прямоевоздействие включает:

– истребление представителей флоры и фауны в процессе охоты и рыболовства;
– уничтожение естественных условий обитания представителей флоры и фауны путем включения природных территорий в хозяйственную деятельность;
– вмешательство в естественные процессы жизнедеятельности растений и животных;
– привнесение и распространение инфекций и заболеваний через продукты жизнедеятельности человека.

К косвенному влиянию относятся:

– изменение естественной среды обитания;
– глобальное воздействие на компоненты географической среды (загрязнение почвы и поверхностных вод, вырубка лесов и развитие эрозии, загрязнение атмосферы и пр.).

Выделяется целый спектр признаков экологического туризма:

– любое путешествие, в течение которого турист изучает окружающую среду;
– путешествие, в котором природа является главной ценностью;
– доходы от экотуризма направляются на финансовую поддержку защиты окружающей среды;
– экотуристы лично участвуют в действиях, которые сохраняют или восстанавливают ресурсы дикой природы.

В настоящее время выделяют четыре вида экологического туризма:

1. Научный туризм. Как правило, туристскими объектами в таких турах выступают особо охраняемые природные территории, заповедники, заказники, национальные парки. В ходе научных экологических туров туристы участвуют в различных исследовательских экспедициях, ведут полевые наблюдения. Широко известны экотуры в Латинской Америке: круизы по Галапагосским островам.
2. Туры истории природы. Это совокупность учебных, научно культурных и туристских экскурсий, пролегающих по специально образованным экологическим маршрутам. Наиболее часто такие экологические туры организуются по территориям заповедников, национальных парков, по туристским территориям и акваториям. Этот вид туризма особенно популярен в Германии, поэтому его часто называют немецкой моделью развития экологического туризма.
3. Приключенческий туризм. В него можно включить следующие туры:
– discovery amp; adventure holidays (отдаленные регионы);
– short destinations (краткосрочные туры на велосипедах);
– walking amp; trekking (пешеходные маршруты по сложной местности);
– multi activity holidays (путешествия со значительными физическими нагрузками);
– overland tours (путешествия на специально переоборудованных для жилья автомобилях).

Данный вид экотуризма объединяет все путешествия, связанные с активными способами передвижения и отдыха на природе. К данному виду экологического туризма также относятся следующие: альпинизм, скалолазание, ледолазание, спелеотуризм, горный и пешеходный туризм, водный, лыжный, горнолыжный туризм, конный туризм, дайвинг, парапланеризм. Многие из этих видов туризма появились недавно и относятся к специальному виду туризма – экстремальному.

4. Путешествия в природные заповедники и резервации. Высокая атрактивность уникальных и экзотических природных объектов и явлений, находящихся в заповедниках, привлекает множество туристов. Например, 60 % туристов, прибывающих в страны Латинской Америки, имеют целью посещение национальных парков, природных заповедников и резерваций. Этот вид экологического туризма наиболее развит в Австралии, поэтому его часто называют австралийской моделью развития экологического туризма.

Религиозный туризм, его виды и формы

Религиозный туризм, который получил широкое распространение в последние годы, предполагает посещение различных мест, где туристы могут увидеть действующие религиозные объекты, культовые памятники, музеи, архитектуру и произведения искусства как современных, так и ушедших в прошлое религий. Привлекает туристов и участие в религиозных праздниках и церемониях в качестве зрителей. На туристском рынке предлагается множество туров на Рождество, Пасху и другие религиозные праздники.

Сегодня многие путешествия можно отнести к поездкам с религиозными целями – религиозному туризму. В настоящее время около 90 % объектов в мире, представляющих туристский интерес, так или иначе связаны с религией, хотя некоторая их часть и утратила своё первоначальное культовое значение.

Существует много концепций определения паломничества и религиозного туризма, иногда эти явления объединяются друг с другом. С точки зрения Всемирной туристской организации (ЮНВТО) «религиозный туризм» — это виды деятельности, связанные с предоставлением услуг и удовлетворением потребностей туристов, направляющихся к святым местам и религиозным центрам, находящимся за пределами обычной для них среды и «паломничество» – «путь к святыням». При статистическом учете эти оба вида деятельности ЮНВТО относит к туризму.

Однако в мировой практике существует различные подходы к определению и содержанию религиозного туризма. Иностранные аналитики, а также некоторые российские эксперты (А.Бабкин, А.Александрова, Т.Христов), придерживаются точки зрения, что в религиозном туризме существуют два направления: паломническое и познавательно-экскурсионное. Такой подход базируется на экономических показателях. Естественно, что религиозный туризм и паломнические поездки связаны с расходами участников на транспорт, размещение и питание, но это не является главным критерием возможности их объединения.

Есть и другая точка зрения: религиозный туризм – это составляющая часть паломничества. Специалисты, отстаивающие такую точку зрения, ссылаются на то, что паломничество зародилось гораздо раньше, чем туризм в его нынешнем облике.

Управление пастырской заботы о туризме, спорте и отдыхе итальянской Епископальной конференции считает, что сегодня пилигрим является также туристом, который хочет объединить цель классического пилигримства с исторической, художественной и природной реальностью территории. В эпоху глобализации религиозный туризм, это не путешествие для пожилых людей, в сопровождении священника как духовного советника и гида, в нем доминируют новые фигуры пилигримов-туристов. Это любопытный христианин, который хочет путешествовать по определенному до отъезда, персонализированному маршруту. Он становится более молодым: в 2008 году в Сиднее на Всемирном дне христианской молодежи (проводятся по инициативе Папы Иоанна Павла II начиная с 1985 г.) присутствовало более 500 тыс. молодых путешественников со всего мира. К традиционным путешествиям на автобусах и поездах добавляются расстояния, которые преодолеваются пешком, на велосипеде, лошади и в автодомах.

«Мы живем в серьезный переходный период, который характеризуется изменениями, – объясняет представитель итальянской туристской компании Brevivet Джованни Сесана (Giovanni Sesana), работающий более 40 лет в области религиозных путешествий, – теперь верующие объединяют Библию, археологию и историю. А во время пилигримства хотят открыть для себя культурные аспекты, связанные с территорией и народами». Новое явление, которое связывает веру и культуру, историю и традиции.

Религиозный туризм следует определить как поездки с познавательными целями, вид познавательного туризма, а также деятельность по организации посещения туристами, расположенных вне обычной среды проживания (обитания), религиозных и достопримечательных мест, связанных с культурным и природным наследием.

Паломничество соприкасается с познавательным туризмом, но не совпадает с ним. Здесь знакомство с новой страной или городом строго целенаправленно и необходимо для выполнения религиозного долга верующего. Нередко паломник стремится получить новые сведения о стране или культовых объектах только с целью расширения своих религиозных представлений. Однако современное паломничество имеет и существенный познавательный аспект. Организацией различных видов паломничеств заняты туристические фирмы. Паломники в той или иной степени знакомятся с культовыми памятниками страны или города, а также одновременно с культурой и достопримечательностями страны в целом. Кроме того, нередко современный паломник – человек, совершающий путешествие, чтобы только прикоснуться к религиозным святыням, увидеть места, связанные с историей крупнейших религий, но не принимать участие в культовых действиях. Здесь познавательные цели вытесняют собственно религиозные[15]

Следовательно, с точки зрения человеческой деятельности паломничество и религиозный туризм существенно различаются – это два различных вида. Религиозный туризм является социально-экономической деятельностью, а паломничество – религиозной. Поэтому знака равенства между этими видами деятельности ставить нельзя.

Иностранные эксперты подразделяют религиозный туризм на:

· путешествия в религиозные дестинации,

· поездки на религиозные собрания,

· путешествия с миссионерскими и/или гуманитарными целями,

Путешествие в места, связанные с важнейшими религиозными событиями, наследием, историей и народом (религиозная дестинация) это наиболее общепринятое и традиционное понятие «религиозная поездка». Данное понятие включает и поездки к местным и региональным святыням, а также посещение религиозных музеев и других религиозных достопримечательностей. Кроме того, сюда включается посещение монастырей, обителей и других аналогичных религиозных объектов. Паломничество и поездки в религиозные дестинации лежат в основе богословских и религиозных традиций основных религий, которые имеют богатую историю деятельности по организации и продвижения этой формы путешествий. Поэтому этот вид путешествий, вероятно, всегда будет оставаться главным в религиозных поездках и гостеприимстве.

Поездки на религиозные собрания и встречи являются второй наиболее распространенной формой религиозного туризма. С исторической точки зрения, верующие путешествовали и собирались вместе еще на заре человечества, особенно для отправления религиозных обрядов и праздников. Еще в египетской империи, люди из всей страны ездили на большие расстояния для участия в религиозных мероприятиях и церемониях. В настоящее время верующие продолжают собираться вместе в еще большем количестве. Некоторые из крупнейших ежегодных или регулярных собраний в мире имеют религиозный характер (например, Всемирный день христианской молодежи) и собирают до миллиона участников. Каждый день во всем мире можно встретить верующих людей, которые путешествуют и собираются с целью богослужения по поводу празднования, образования, бизнеса и многого другого.

Третьей формой религиозных поездок, которая начала развиваться в конце прошлого века и особенно активно в последние два десятилетия, являются путешествия с миссионерской целью и/или с гуманитарными целями. Людей совершающих миссионерские поездки сегодня можно встретить по всему миру. Миссионерские поездки могут принимать различные формы, но основной задачей является рассказ о своей вере другим народам или оказание помощи местному населению по удовлетворению их человеческих потребностей. Самые распространенные и популярные миссионерские поездки обычно длятся от семи до 14 дней. Число людей, участвующих в таких краткосрочных поездках за последние пять лет удвоилось, и, по мнению специалистов, путешествия такого рода в будущем имеют хорошую перспективу.

Считается, что одним из видов миссионерского путешествия является проведение отпуска или свободного времени для участия в волонтерских проектах. Используя свое свободное время, доброволец объединяет путешествие с выполнением определенной деятельности. Примерами целей таких поездок может быть строительство жилья, обучение детей, оказание медицинских услуг, посадка деревьев, помощь в сохранении природы, уборка национальных парков, обслуживание исторических мест, а также пособничество местному сообществу в надобностях бизнеса, юридических или технических услуг. Для обозначения этого вида путешествия иногда используется термин путешествие волонтеров или волонтуризм (voluntourism).

Четвертый и новейший вид религиозной поездки – это путешествие людей с общими интересами – единомышленников (землячеств, групп людей с одинаковыми интересами, дружеских объединений, по взаимному обмену опытом, деятельностью, интересами и т.д.). Сегодня такие поездки представляют самый быстрорастущий сегмент рынка религиозного туризма. Основной причиной религиозных людей осуществлять такого рода поездки является преимущество отдыха и дружеские объединения. Иными словами, хотя вера может быть объединяющим фактором после создания группы, досуг и аспекты единомыслия часто выступают в качестве основных мотивов для участия лица в особой поездке или событии. Например, многие люди будут участвовать в религиозной конференции или мероприятии, выездном семинаре, молодежном лагере или групповом отдыхе со своим приходом с целью общения, а также получения опыта преимущества отдыха, релаксации и рекреации. То же самое относится и к другим путешествиям групп людей, таких как круизы, лыжные походы, автобусные туры, посещения национальных парков и так далее.

Также за двадцать лет из относительно неизвестного сегмента в господствующий выбор для религиозных путешественников именно Соединенных Штатов превратились религиозные круизы, таким образом, мы можем выделить еще одну форму религиозного туризма, но характерную именно для США – религиозные круизы. Тем самым обратить внимание на возможность развития данной формы в других странах, в частности в России. Опираясь на западный опыт, мы видим, что христианские круизы, продолжительностью от 3 до 8 дней, являются одним из экономичных видов отдыха (стоимость от $ 399) – все услуги включены в единый пакет. Во время круиза проводятся обучающие семинары, выступают проповедники, организуются развлечения, повышающие духовность. Сотни религиозных групп каждый год принимают участие в круизах христианской музыки и тому подобных специализированных путешествиях. Предложения по организации христианских круизов разнообразны: для холостяков и пожилых людей, семейные, для проведения семинаров.

Религиозные круизы организуют наиболее известные круизные компании. Princess Cruises организует маршруты на Святую Землю. Royal Caribbean предоставляет свои суда операторам христианских путешествий для специализированных круизов, таких как круизы на Багамы с участием христианской поп-звезды Мэтью Вест, с возможностью осуществлять миссионерскую деятельность на берегу. Holland America Line проводя религиозные круизы на Аляску с участием христианских натуралистов, исполнителей церковных песнопений (Gospel Singers), вместо казино организует на борту работу религиозного книжного магазина.

Эксперты ЮНВТО выделяют религиозный туризм как одно из самых перспективных направлений туризма XXI века. Такая тенденция связана с растущими потребностями современного человека в более глубоком ознакомлении с мировыми религиями, с расширением знания об особенностях религиозной жизни отдельных стран и регионов, а также с желанием более полного духовного обогащения посредством подобных путешествий.

В статистике, публикуемой ЮНВТО, учитываются международные прибытия и поступления, но не учитываются показатели внутреннего туризма. По итогам 2008 года поездки с религиозными и оздоровительными целями, посещения родственников и знакомых, с прочим целями составили 27% от общего числа 922 млн прибытий ($ 944 млрд или 642 млрд евро – 30% от экспорта услуг).

Мировой рынок религиозного туризма оценивается на сегодняшний день в 18 млрд. долларов в год (2% от всех поступлений в туризме), из которых 4,5 млрд получает только одна Италия, где сосредоточены многие христианские святыни. Ежегодное количество туристов и паломников составляет 300-330 миллионов и с паломническими или религиозными целями совершаются около 3—3,5 млрд поездок.

К сожалению, официальная статистика по поводу количества религиозных туристов в различных странах отсутствует, однако не приходится сомневаться в том, что их число значительно. О значимости религиозного туризма в Италии свидетельствует то обстоятельство, что на сегодняшний день данному сегменту по приблизительным подсчетам принадлежит до 10% всего итальянского туристского рынка. Привлекают туристов и пилигримов 30 тысяч базилик и храмов, 700 епархиальных музеев, 220 святилищ, обителей, монастырей и других объектов, принадлежащих католической церкви (70% культурного достояния, существующего в Италии). В религиозных поездках участвуют более 40 млн человек в год, общее количество ночевок составляет приблизительно 19 млн и поступления от этого бизнеса составляют более 4 млрд евро. Расходы одного посетителя составляют в среднем 104 евро на человека. Согласно исследованиям Международного института туристских наук (Istituto Internazionale di Scienze Turistiche—Istur) 53,68% путешественников участвуют в богослужениях, однако более одной трети (35,1%) проявляет интерес к углубленному познанию территории ее природы и ресурсов. Состав пилигримов по возрасту выглядит следующим образом: 20 – 30 лет –12,59%, между от 30 и 50 годами – 38,7%,люди в возрасте 50 – 70 летсоставляют36,72%,старше 70 лет путешествуют только 7,8%.

При постоянном росте религиозного туризма за последние тридцать лет в США наиболее активное его развитие наблюдается в 90-е годы прошлого и, особенно, с начала этого века. Согласно исследованиям Всемирной религиозной туристской ассоциации (World Religious Travel Association – WRTA), существуют три основных причины такого активного роста. Во-первых, наблюдается увеличение общего числа путешествующих и отдыхающих американцев. Во-вторых, за последние десять лет, доля североамериканцев утверждающих свою принадлежность к верующим существенно возросла. Только численность христианского населения в течение этого периода возросла примерно на десять миллионов человек. Американская ассоциация индустрии путешествий (Travel Industry Association) в конце 2007 года сообщала, что примерно одна треть в каждой возрастной группе (18-34, 35-54, 55 и старше) выражает заинтересованность в духовном отпуске. В-третьих, верующие люди находят способы интегрировать свои убеждения в повседневную жизнь. Об этом свидетельствует поразительные успехи за последние пять лет религиозных фильмов, книг и музыки. Произошел серьезный отход от тысячелетней традиции религиозных путешествий. Рынок религиозного туризма трансформировался от менталитета «нищеты/покаяния» в менталитет путешествия по первому классу обслуживания – бюджетные поездки начинают исчезать. Наиболее заметным примером высококлассного религиозного путешествия, является предложение оператора TCS Expeditions за $45000 совершить кругосветный тур, получивший название «Великие религии». Во время поездки туристы посетят наиболее известные в мире религиозные достопримечательности, от индуистской святыни – священных вод Варанаси, до подземных церквей в Эфиопии. Переезд из одного города в другой туристы будут совершать на частных самолетах, а ночевать в роскошных отелях, таких как King David в Иерусалиме и Oberoi в Дели.

В Португалиитакже не существует официальной статистики по религиозному туризму, но эксперты оценили, что этот вид туризма привлекает ежегодно несколько миллионов туристов, которые приносят около 700 млн евро поступлений, и составляет 10 процентов от общего туризма в стране. Отсутствие официальных цифр объясняется тем, что религиозный туризм (посещение мест религиозного интереса) не классифицируются как таковой, но попадает в графу культурно-познавательного туризма. Исследователи и туроператоры, считают, что в стратегический план учета туризма в стране должна быть включена еще одна категория – религиозный туризм.

Сегодня многие страны изменяют свой подход к индустрии путешествий, уделяя особое внимание религиозному туризму. Например, правительство Ямайки официально заявило, что намеревается войти на рынок религиозного туризма и сделать остров более религиозно направленным в сфере туризма. Планируется строительство нового центра для собраний, который привлечет путешественников, желающих провести религиозные конференции вдали от родной страны. Это позволит вывести страну из экономического кризиса.

Религиозный туризм, приносит экономическую выгоду местному населению, государственным структурам и частным предприятиям (не только туристским), оказывает поддержку религиозным общинам и организациям. Но в тоже время, существует необходимость решения проблемы профессиональной подготовки специалистов в этой сфере. Для устойчивого и успешного ее развития требуются высококвалифицированные специалисты.

Как показало исследование предложений на рынке религиозного туризма, многие сотрудники этих компаний не могут объяснить разницу между паломничеством и религиозным туризмом, и не имеют соответствующей профессиональной подготовки.

Для того чтобы развивать религиозный туризм, нужны не только управленцы и организаторы, но в первую очередь нужны экскурсоводы, гиды, сопровождающие групп – специалисты, которые непосредственно работают с туристами. Однако в специализированных учебных заведениях нет программ профессиональной подготовки подобных специалистов. На ознакомление с направлением «религиозный туризм» за 5 лет обучения предусмотрено всего два лекционных часа.

Таким образом, существует известное противоречие между потребностями в высококвалифицированных кадрах в области религиозного туризма и отсутствием разработок научно-теоретических основ и прикладных аспектов подготовки специалистов этого туристского направления.

Для продвижения религиозного туризма на рынки мо многих странах мира религиозными организациями и ассоциациями, часто с участием туристских компаний, заинтересованных в развитии этого бизнеса, в последние годы регулярно проводятся специализированные выставки, биржи, конгрессы и конференции. Существует практика включения конференций и конгрессов в программу проведения выставок, а также тенденция роста количества мероприятий подобного рода, развития новых форм – фестивалей, театрализованных представлений, создание специализированных объектов показа.

Таким образом, бурное развитие религиозного туризма в современном мире, а в последние годы и в России и экономическая выгода данного направления, заставляет нас провести анализ российского рынка, выявить недочеты и, опираясь на западный опыт, предпринять меры по их устранению, а также обратить внимание на положительные аспекты и функции религиозно-познавательного туризма, как социально-значимые для современного общества нашей страны.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Религиозный туризм его формы и цели

Религиозный туризм – это виды деятельности, связанные с предоставлением услуг и удовлетворением потребностей туристов, направляющихся к святым местам и религиозным центрам, находящимся за пределами обычной для них среды”. Туристский терминологический словарь обходит данный термин, но определяет понятие паломничества, которое тесно сопряжено с религиозным туризмом и может рассматриваться как один из основных его видов: паломничество – странствие верующих для поклонения святым местам. названо по обычаю древних христиан привозить из Палестины пальмовую ветвь.

Религиозный туризм развивается в нескольких формах:

-научный туризм с религиоведческими целями;

– религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности.

В некоторых случаях выделяют специализированные туры, в которых объединяются паломники и экскурсанты. Специализированные туры рассчитаны как минимум на три дня с посещением религиозных святынь и архитектурных памятников прошлого. Иногда для организации таких туров необходимо разрешение (благословение).

Паломничество – это путешествие с культовыми целями, одна из самых старых форм туризма, развитие которой связано с формированием мировых религий. К мировым религиям причисляют буддизм (возник 6-5 вв. до н. э.), христианство (1 в. н. э.), ислам (7 в. н. э.). Любая церковь поощряла паломничество, это повышало ее авторитет, способствовало распространению веры по миру и давало значительный доход. Отличаясь от остальных форм туризма лишь целью и мотивом путешествий, паломничество, как и туризм, бывает международным и внутренним.

История религиозного туризма исчисляется тысячами лет. Древние греки и римляне посещали святилища и храмы. В средние века паломничество принимает массовый характер и своеобразные формы. Так в ХI-XII в. – крестовые походы против мусульман на Иерусалим, за освобождение от них святых мест христианства.

Паломническое движение расширяется в XV-XVI в. Но только в XIX в. оно принимает организованные формы. Начиная с 1861 г. ежегодно во Франции снаряжался паломнический караван в знак покаяния за преступления республиканского правительства против церкви. Число его участников достигало 300-400 человек.

В настоящее время религиозная мотивация оказывает большое влияние на развитие туризма. Свыше 200 млн. чел. ежегодно совершают паломничество. При этом около 150 млн. чел. в этом потоке составляют христиане.

Каждая религия имеет свои объекты поклонения. Каждый крупный религиозный район – центры паломничества мирового значения. В них собираются потоки паломников со всего света.

Крупнейшим религиозным центром мира, по праву, считается Иерусалим. Его особое место среди других центров паломничества обусловлено тем, что Иерусалим почитается святым среди представителей сразу трех религий – иудаизма, христианства и ислама.

Для евреев, исповедующих иудаизм, нет определенных мест в Иерусалиме, к которым они совершают паломничество: священным считается весь город. Но любой верующий обязательно помолится у Стены Плача. Эта традиция восходит ко времени разрушения города и храма евреев римлянами в 70 г. н.э. Десятки тысяч евреев были убиты, оставшиеся в живых обращены в рабство, отправлены в изгнание, тем, кто уцелел под страхом смерти запрещалось возвращаться в город. Позже избранным позволили совершать туда паломничество и оплакивать руины.

Иудейские паломники, приезжающие в Иерусалим, обязательно приходят в другую обитель скорби – Йад-ва-Шем, Зал памяти о шести миллионах убитых нацистами в годы холокоста.

Для христиан Иерусалим связан с земным пребыванием Иисуса Христа. Христианские паломники приезжают в Иерусалим, чтобы пройти по его стопам. Самым важным пунктом паломнической программы христиан является храм Святого Гроба Господня. Каждый верующий стремится посетить этот храм, поклониться его реликвиям – Голгофе, Камню Миропомазания (плита известняка, на которой тело Иисуса по снятии с креста было подготовлено к погребению), Гробнице Господня (место где была пещера, принявшая тело Христа, разрушена в 1009 г.). После бичевания и осмеяния Иисус нес свой крест по Пути скорби. В наши дни во время туристического сезона каждую пятницу процессии пилигримов проходят по современным улицам от места судилища до Голгофы, где был распят Иисус.

Многочисленные центры христианского паломничества связаны с культом Девы Марии. Один из них – Лоретто (провинция Анкона в центральной Италии), где находится дом, в котором жила Пресвятая Дева. Это последний пункт паломничества, к которому ежегодно стекаются миллионы пилигримов (паломников), особенно на Пасху. Из других культовых мест известностью пользуются те, в которых людям являлся образ Девы Марии: Лурд (Франция), Фатима (Португалия), Сан-Себастьян-де-Гарабандал (Испания), Междугорье (Югославия), Гуадалупе (Мексика).

В исламе паломничеству придается особое значение. Каждый совершеннолетний мусульманин должен стремиться к совершению обряда «священного хаджа». Хадж – паломничество в Мекку (Саудовская Аравия), город, в котором родился Мухаммед. Лишь приверженцы ислама имеют право посещать самый священный из всех городов. Здесь находится Кааба. Кааба представляет собой большой грубый куб, сложенный из серо-зеленых гранитных блоков. В одном из углов Каабы находится большой черный камень (метеоритного происхождения), который поместил там сам Мухаммед. Главная цель паломничества мусульман в Мекку состоит в том, чтобы 7 раз обойти вокруг Каабы в направлении против часовой стрелки, прикоснуться к черному камню и поцеловать его. Медина (Саудовская Аравия) – второй по значению священный город мусульман, куда они совершают паломничество (место захоронения Мухаммеда).

Объектами внимания со стороны православных христиан остаются древнерусские города Золотого кольца (Москва, Суздаль, Владимир, Ростов Великий, Переяславль-Залесский), Киев (Киево-Печерская лавра), горные монастыри Греции (Афон).

В буддизме верующие не совершают массовых посещений святых мест. Однако они нередко отправляются в индивидуальные путешествия, стремясь достичь более глубокого духовного совершенства. Основатель буддизма Гаутама жил и умер в долине Ганга, здесь у буддистов есть свои святые места, особо почитается Варанаси (здесь просвещенный Гаутама-Будда прочитал первую проповедь). Одно из культовых мест в буддизме – город Лхаса на Тибете. Здесь расположены буддийский монастырь и дворец далай-ламы – духовного главы буддистов. Дворец Поталла – 13-этажное здание, возведенное в 17 веке. Во внутренних покоях находятся 10000 святынь и 20000 статуй; вес, хранящихся там изделий из золота и серебра исчисляется тоннами.

Центрами поклонения стали многочисленные храмы, в которых размещаются статуи Будды в различных позах с разными ритуальными жестами рук, символизирующими разные аспекты его учения. Крупнейший в мире буддийский монастырь и собрание статуй Будды – храм Борободур (что означает “много будд”) находится на о. Ява (Индонезия). Известностью пользуется японский город Нара, в храме которого находится статуя Великого Будды – самая большая в стране. В городе Канди (Шри-Ланка) на берегу искусственного озера стоит обнесенный рвом Храм Зуба, где как величайшее сокровище хранится один из зубов Будды.

В южной Азии располагается обширный ареал индуизма – религии, отличающейся многообразием и множеством объектов поклонения. Все святые места индуизма находятся в Индии, их количество исчисляется десятками тысяч. Основные посвящены главным божествам индуистского пантеона – Шиве, Кришну, Вишну. Святые места индуизма: Патна, Варанаси, Амарнат, Аллахабад, Мадурая. Священной в индуизме почитается река Ганг. По ее берегам расположено множество храмов и спускающихся к воде ступеней (гхат). Миллионы мужчин и женщин собираются на берегах реки и со священными заклинаниями совершают ритуальные омовения.

Для приверженцев религиозного течения сикхизм (распространен в штате Пенджаб, северная Индия) местом поклонения является Золотой храм в городе Амритсар. Здесь в храме хранится самый древний рукописный экземпляр священной книги Гуру Грант Сагиб, в которой излагаются основы сикхизма.

Религиозный туризм оказывает существенное влияние на экономику. Религиозные центры получают доходы от паломничества. Пилигримы оставляют в стране посещения значительную часть взятых в дорогу денег, в том числе делая приношение непосредственно церкви. Во время «великого праздника жертвоприношения» («курбан-байрам») туризм является основным средством заработка населения Мекки, Медины и других религиозных центров. Деньги, полученные от обслуживания паломников, являются основным средством существования носильщиков, лодочников, грузчиков, торговцев и ремесленников. Приносит весомый доход и торговля сувенирами, религиозной одеждой для паломников, продуктами питания, предоставление жилья и различных сервисных услуг. Нередко денежные сумы, вывозимые паломниками из своих стран, бывают очень велики. Так страны Юго-Восточной Азии, в которых преобладает мусульманское население (Малайзия, Индонезия), несмотря на солидные доходы от въездного туризма имеют очень небольшой, хотя и положительный туристский баланс. Причина кроется в вывозе из этих стран валюты пилигримами, стремящимися в святые места за рубежом.

В последние десятилетия вырос интерес к традиционным восточным религиям – конфуцианству, даосизму, буддизму.

Религиозный туризм может осуществляться не только с паломническими, но и с научными теологическими целями. Поездки специалистов – теологов, как правило, немногочисленны, но нередко продолжительны и расширяют географию религиозного туризма. Объектами изучения могут быть сложные религиозно-философские конфессии, зооморфизм, фетишизм, шаманство.

Поток религиозного туризма представлен также миссионерами и служителями церкви, осуществляющими те или иные контакты.

В целом, любая церковь поощряет религиозный туризм, что часто находит законодательную поддержку у государства, например, в виде охраны исторических памятников, снижения налогов, создания объектов инфраструктуры (дорог, гостиниц). Немало общественных организаций и фондов оказывают разнообразную помощь в организации религиозного туризма. Некоторые туристические фирмы специализируются на паломничестве.

Среди причин для совершения паломничества можно выделить следующие:
-желание исцелиться от душевных и физических недугов;
– помолиться за родных и близких;
– обрести благодать;
– выполнить богоугодную работу;
– отмолить грехи;
– выразить благодарность за блага посланные свыше;
– проявить преданность вере;
– стремление к подвижничеству во имя веры;
– обрести смысл жизни.

В науке обычно выделяют несколько видов паломничества, классифицирующихся по различным признакам:

1) по числу участников и семейной принадлежности – индивидуальные, семейные и групповые паломничества;
2) по продолжительности – длительные и кратковременные паломничества
3) по сезонности – круглогодичные паломничества, а также приуроченные к религиозным праздникам;
4) по объектам посещения – посещения конфессиональных культовых мест (церквей, монастырей, храмов);
5) по местоположению объекта паломничества – внутренние (в пределах государственных границ) и зарубежные
6) по признаку обязательности – добровольные и обязательные паломнические туры

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; Нарушение авторского права страницы

Религиозный

В системе жизненных приоритетов современного человека материальные ценности занимают главенствующие позиции, из-за чего в жизни духовной постепенно образуется пробел.

Кто-то не придает этому совершенно никакого значения, а кто-то всеми силами пытается этот пробел восполнить, а потому, планируя свой отдых, начинает интересоваться не звездностью отеля и не наличием системы all inclusive, а турами, которые относятся к категории так называемого «религиозного туризма».

Виды религиозного туризма

Религиозный туризм подразумевает под собой посещение мест, сыгравших важную роль в становлении или развитии какой-либо из мировых религий, при этом цели таких посещений могут быть совершенно разными, в зависимости от чего в этом виде отдыха и выделяется две разновидности туров – паломнические поездки и религиозные туры экскурсионно-познавательной направленности.

Последние идеально подойдут тем, кого к святыням ведет жажда новых знаний, кто воспринимает религиозные объекты скорее как памятники культуры и истории, чем как место поклонения. А вот паломником может стать только тот, для кого первостепенными являются религиозные чувства.

При выборе наиболее подходящего вам вида религиозного туризма стоит также учесть тот факт, что в паломнических поездках вы можете столкнуться с довольно суровыми условиями проживания – местом, где вас разместят, может стать и аскетичная монашеская келья, и палаточный лагерь. Та же самая история и с едой – меню, как правило, не блещет разнообразием блюд, особенно если ваша поездка совпадет с днями какого-либо поста.

Поэтому если вы хотите не только новых впечатлений, но и привычного комфорта, то вам стоит крепко задуматься, сможете ли все-таки примерить на себя звание паломника.

Кстати, «паломником» путешественника, идущего поклонится религиозным святыням, справедливо называть только по отношению к православным христианам. В католической Европе таких путешественников называют «пилигрим». В исламе подобное явление называется «хадж», в буддизме посещение мест, связанных с жизнью Будды, а также других святых и величайших мастеров этой религии, обозначается словом «кора».

Основные направления

Для каждой из основных мировых религий можно выделить свои направления религиозного туризма. Однако, есть на нашей планете уникальное место, город, где в самом ближайшем соседстве сосредоточены святыни христианства, ислама и иудаизма – израильский город Иерусалим.

Евреи, прибывшие сюда первым делом идут к Стене Плача, единственному уцелевшему фрагменту древнего комплекса Храмовой горы, где находился Иерусалимского храм, главная святыня иудаизма. Давнюю утрату этого символа былого величия Израиля евреи оплакивают здесь до сих пор, но в то же время здесь они молятся о возрождении и процветании единой страны для еврейского народа.

Для христиан Иерусалим является местом, где случились основополагающие для этой религии события – Распятие Хритово и Воскресение Господне. В целом же в этом городе и на прилегающих к нему территориях находится великое множество христианских святынь, а потому для приверженцев этой самой многочисленной мировой религии Иерусалим является самым священным местом на всей земле.

Мусульмане посещают в Иерусалиме восьмиугольную мечеть Купол Скалы, где остался след ног пророка Мохаммеда и где в одной из опор, согласно преданию, хранятся волосы из его бороды.

Таким образом, город трех религий для двух из них является главенствующим, и только для мусульман первостепенными все же являются священные города ислама Мекка и Медина.

Хадж сюда обязателен для каждого правоверного, причем посещение Мекки и Медины будет считаться хаджем только за десять дней до праздника Курбан-Байрам при условии, что за это время мусульманин выполнит все предписанные в Коране ритуалы.

В Мекке находится главная мечеть мусульманского мира Аль-Хараам и святилище Кааба, а в Медине – могила пророка. Также важные святые места ислама находятся в Стамбуле, Дамаске, Багдаде, Каире и Дели.

Для христиан география паломничества тоже не ограничивается Израилем. Местами сосредоточения православных святых мест являются российские города Сергиев Посад, Дивеево, Владимир, Суздаль, украинский Киев, острова Валаам и Соловки. Есть православные храмы и монастыри и в Европе – в Греции, на Кипре, в странах братьев-славян – Сербии и Черногории, а также в Болгарии, Франции и Италии.

Однако, как быто ни было, Западная Европа все-таки является оплотом католицизма, форпост которого находится в Риме, в Ватикане, но по большому счету католические святыни можно встретить практически в любом городе современно Евросоюза.

Что касается буддизма, то в этой религии считается, что тело Будды после смерти было кремировано, а пепел разделен на 8 частей и помещен в ступы, которые сегодня находятся в 8 разных местах. Из них-то и выделяют четыре наиболее почитаемых – в Непале, в городе Лумбини, и Индии, в Бодхгае, Кушинагаре и Сарнатхе. Крупные буддийские центры также есть на Тибете, в Лхасе, самая большая статуя Будды находится в японской Наре. Кроме того буддисты часто посещают Шри-Ланку, Таиланд, столицу которого, Бангкок, даже зовут городом ангелов, Индонезию и Камбоджу, а в России, в Калмыкии, находится крупнейший буддийски храм Европы.

Определение и разновидности религиозного туризма

Туристом, путешествующим с религиозными целями, является человек, выезжающий за пределы страны постоянного проживания на срок не более полугода для посещения святых мест и центров религий. Под религиозным туризмом следует понимать виды деятельности, связанные с предоставлением услуг и удовлетворением потребностей туристов, направляющихся к святым местам и религиозным центрам, находящимся за пределами обычной для них среды.

Религиозный туризм можно назвать древнейшим, его корни уходят в незапамятные времена.

Религиозный туризм подразделяется на две основные разновидности:

  • – паломнический туризм;
  • – религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности.

Религиозный туризм в отдельных конфессиях имеет свои особенности.

Паломнический туризм

Паломнический туризм – это совокупность поездок представителей различных конфессий с паломническими целями. Паломничество – стремление верующих людей поклониться святым местам.

Среди причин для совершения паломничества можно выделить следующие:

  • – желание исцелиться от душевных и физических недугов;
  • – помолиться за родных и близких;
  • – обрести благодать;
  • – выполнить богоугодную работу;
  • – отмолить грехи;
  • – выразить благодарность за блага посланные свыше;
  • – проявить преданность вере;
  • – стремление к подвижничеству во имя веры;
  • – обрести смысл жизни.

Паломничество предполагает определенное отношение человека к действительности. Идея паломничества подразумевает действия в условиях особых трудностей, добровольно взятые на себя обязательства быть в этих условиях. Это символизирует готовность человека пожертвовать преходящими материальными ценностями во имя вечных духовных. В индуизме, православии и католицизме получили развитие пешие паломничества. Люди отправляются в паломничества, когда им недостаточно ритуальных действий в местах обычной среды проживания.

Термин “паломничество”, как полагают филологи, происходит от слова “пальма” – ветви именно этого дерева привозили первые паломники христиане, побывавшие в Святой земле во время праздника “Вход Господень в Иерусалим”. Во время триумфального входа Иисуса Христа в Иерусалим верующие усыпали его путь ветвями пальмы. В России этот праздник получил наименование “Вербное воскресенье”. Традиции паломничества уходят корнями в глубокую древность. В Индии люди с древних времен совершали поездки в святые места, наполненные энергией того или иного божества. В Древней Греции паломники из разных уголков страны приезжали в Дельфы к прорицательнице Пифии, жившей в храме, для получения предсказаний. В Средние века паломничество получило широкое распространение. Странствия пилигримов в Палестину начались уже в III в. н. э. При императоре Константине были возведены храмы в Иерусалиме, например Храм Гроба Господня. В XV в. для паломников из Европы были разработаны специальные маршруты, или “дорожники”, от берегов Роны до реки Иордан. Однако самые первые путеводители для паломников, или “итенирарии”, были написаны на греческом языке в Византии еще в VIII в. Наибольшей популярностью среди пилигримов пользовался итенирарий “Краткое сказание о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, а также Сирии, Финикии и о святых местах Палестины”, написанный византийцем Иоанном Фокой в XII в. Крестовые походы закрепили традицию паломничества в Святую землю. По данным ВТО, ежегодно совершают паломничество более 200 млн человек.

Виды и особенности паломничества

В науке обычно выделяют несколько видов паломничества, классифицирующихся по различным признакам:

  • 1) по числу участников и семейной принадлежности – индивидуальные, семейные и групповые паломничества;
  • 2) по продолжительности – длительные и кратковременные паломничества (раньше по русским православным канонам паломничеством считалась поездка продолжительностью более 10 дней);
  • 3) по сезонности – круглогодичные паломничества, а также приуроченные к религиозным праздникам;
  • 4) по объектам посещения – посещения конфессиональных культовых мест (церквей, монастырей, храмов), а также природных культовых мест (гор, озер, пещер, родников, рощ);
  • 5) по местоположению объекта паломничества – внутренние (в пределах государственных границ) и зарубежные паломнические туры;
  • 6) по признаку обязательности – добровольные и обязательные паломнические туры (например, в исламе паломничество хадж является обязательным для каждого правоверного).

Паломники обычно выдвигают гораздо меньше требований к уровню и качеству обслуживания, питания, размещения. Они останавливаются на ночлег в кельях монастырей, на территории ашрамов, в палаточных городках (во время хаджа, например), могут ночевать в храмах на полу или даже прямо на улице. Выбор пищи обычно невелик, и она довольно скромная. В христианских странах во время постов пища постная, в Индии – вегетарианская.

Основные регионы паломнического туризма:

  • – православные республики СНГ: Россия, Украина, Белоруссия, Молдова;
  • – зарубежная Европа с доминирующим католицизмом и протестантизмом (включая его многочисленные течения);
  • – Северная Америка с доминирующим положением христианства;
  • – Латинская Америка с преобладанием христианства и традиционными народными верованиями коренного населения;
  • – Северная Африка с преобладанием ислама;
  • – Восточная и частично Западная Африка с преобладанием ислама и наличием центров христианства и традиционных народных верований;
  • – Западная Азия с доминированием ислама и анклавами христианства и иудаизма;
  • – Южная Азия с распространением индуизма, буддизма, сикхизма, джайнизма, а также ислама;
  • – Юго-Восточная Азия с преобладанием буддизма, ислама и анклавами индуизма;
  • – Восточная Азия с господством буддизма, конфуцианства и синтоизма;
  • – Средняя Азия (Тибет), где доминируют ислам и ламаизм, религия бон;
  • – Центральная Азия с преобладанием буддизма и отдельными анклавами ислама.

Читайте также:  Как заснуть в самолете, 7 советов для полноценного отдыха
Добавить комментарий