Почему нельзя фотографировать со вспышкой в музеях?

Почему запрещено фотографировать в музеях?

Как объяснить, что в одних музеях можно фотографировать, а в других нельзя? Даже в одной и той же стране и городе для разных музеев могут быть разные правила. Например, в Париже: в Лувре можно фотографировать, а в музее Орсэ – нет.

Ответ

Как правило, во всех музеях запрещено фотографировать со вспышкой (No flash).

Запрет фотографировать со вспышкой обычно объясняется тем, что экспонаты портятся от вспышек света. Данное объяснение не выдерживает критики. Чтобы картина, страница рукописи, гобелен потеряли цвет, выцвели, испортились, их надо подвергать действию вспышек ежесекундно на протяжении сотен и тысяч лет. О скульптурах даже не стоит говорить.

В залах музеев специально выставляется свет для каждой картины, каждого экспоната. Постоянные вспышки нарушают этот специально созданный и выверенный режим освещения, разрушают спокойную музейную атмосферу. Яркие вспышки света раздражающе действуют на психику человека и мешают остальным посетителям получать удовольствие от посещения музея.

В качестве замечания. Есть музеи, в которых запрет фотографировать со вспышкой практически не действует. Это различные музеи занимательной науки, техники, где экспонаты не так “бесценны”, где всегда очень много детей, а следовательно, более свободное поведение посетителей. В таких музеях даже разрешено (и нужно) трогать экспонаты руками. К фотографированию в таких музеях служители музеев относятся очень либерально.

Также в музеях запрещена коммерческая съёмка (Non-commercial) – извлечение выгоды из сделанных снимков. Это подразумевает (что иногда отдельно оговаривается) запрет профессиональной съёмки с использованием специальной аппаратуры (штатива). Этим самым музеи стимулируют покупку в своих магазинах открыток, альбомов, другой сувенирной продукции.

С 2014 года многие музеи стали вводить запрет на использование специальных палок для съёмки селфи – моноподов (No selfie-sticks). Это связано с опасностью палок для сохранности экспонатов и здоровья окружающих людей (палка в руке увеличивает вероятность случайно задеть другого человека или музейный экспонат).

В некоторых музеях запрещено фотографировать совсем (и без выспышки тоже) и предлагается купить специальный билет, разрешающий делать фотографии. Что касается российских музеев, то, согласно статье 16 закона о защите прав потребителей, данная “услуга” незаконна, а именно является так называемой “навязанной услугой”, и вы вправе потребовать у работников музея дать вам письменный запрет на фотографирование с печатью и подписью, который вы “собираетесь отправить в прокуратуру”, и привести ссылку на ст. 7 закона “Об информации”, согласно которой вы можете фотографировать всё что угодно, если не собираетесь нарушать ограничения на распространение этой информации (только для собственного пользования) и не затрагиваете ни чьих прав.

Но всё же есть музеи и выставки, где фотографировать запрещено на вполне законных основаниях: если автор экспозиции или хозяин экспонатов (правообладатель) на правовой основе ограничил возможность съёмки (авторское право).

Что касается музея Орсэ (Musee d’Orsay), то, по-видимому, вам “посчастливилось” попасть в него в 2010 году, когда руководством музея был введён полный запрет на фотографирование внутри. Этот запрет через короткое время был отменён благодаря недовольству посетителей. Сейчас на официальном сайте музея указаны обычные правила для съёмок, как и для остальных музеев.

В некоторых музеях абсолютный запрет на фотосъёмку кажется вполне оправданным. Так, например, в замке Шёнбрунн (Вена) свобода всё фотографировать породила бы неудобства для самих же посетителей – каждому хочется снять всю эту красоту – возникла бы толкотня, столпотворение.

С пониманием надо относиться к запретам на фотографирование в местах с сакральным значением (религиозные сооружения, мавзолеи).

Абсолютный запрет на фотографирование существует в Каирском египетском музее (на входе все посетители обязаны сдать фотоаппарат).

Бывают запреты на фотографирование отдельных экспонатов, защищённых авторским правом, особенно на временных выставках.

Исторически, с увеличением количества и доступности фототехники и распространения привычки фотографировать всё подряд, наблюдается либерализация отношения к съёмкам в музеях.

Тема: Вредно или нет фотографировать картины со вспышкой?

Опции темы
Поиск по теме
Оценка этой темы
Отображение
  • Линейный вид
  • Комбинированный вид
  • Древовидный вид

Мне на выставке фотографировать не разрешили. Хотя прекрасно знаю сама – нельзя! Но, о-о-очень хотелось.
Спасибо за прекрасные фото!

Вредно или нет фотографировать картины со вспышкой?

Знаю, что Вы музейный работник. Поэтому хочу спросить : “А почему нельзя фотографировать?” Что в этом плохого?

В разных музеях ситуация с фотографированием обстоит по-разному. К примеру, во всех художественных музеях Бельгии картины фотографировать можно , причём бесплатно. В соседней небольшой стране, Нидерландах, во всех музех фотографировать запрещено, даже за деньги. В ГМИИ им. Пушкина – можно фотографировать основную коллекцию (кроме выставок). А в соседней ГТГ до недавнего времени снимать было нельзя, лишь недавно они ввели билеты на платное фотографирование постоянной экспозиции.

Если же вернуться к выставке “Основы графики”, то я понимаю ваши чувства. Выставка интересная, но каталог к ней не был издан. Поэтому ничего на память взять нельзя. Сайт halloART – единственное место, которое можно будет назвать виртуальным мини-каталогом.

Знали бы Вы , как сложно делать такую работу! Помимо технических проблем и высокой стоимости фотосъемки, постоянно приходится преодолевать отсутствие активной помощи со стороны музеев. Как будто мы берём деньги за показ картинок с выставки и немало на этом зарабатываем. По факту получается примерно такой подход – “ваш сайт, вот и крутитесь как можете, бесплатно рекламируя наши выставки”. Рекламу получить желают все, но палец о палец ударить, это вряд ли. Даже такая простая и бесплатная помощь, как получить от музейной пресс-службы файл с подписями к картинам, является нетривиальный делом. Хотя что в этом секретного?

Следует пояснить, что Третьяковская галерея – все же достаточно удобный, предсказуемый и приятный партнер. Пожалуй, один из самых комфортных в работе. С иными музеями вообще диалога не получается – люди сидят на государственных деньгах и им наплевать, насколько удобно в музее посетителям, и насколько комфортно работать прессе. Будет у них один посетитель или миллион – не важно. Важнее получить финансирование, гранты, помощь от меценатов, постоянно жалуясь на нищенское существование музеев.

В мае-июне 2012 года я был в Стамбуле, по заказу одного издательства фотографировал главный музей Турции – дворец Топ-Капы – аналог нашего Кремля. Мне понадобилось не более часа, чтобы попасть на приём прямо к генеральному директору музея г-ну Ортайли, чтобы договориться о фотосессии. Наши музейщики на таком фоне порой смотрятся замшелыми бюрократами : “держать и не пущать”. Как будто искусство принадлежит не народу, а лично сотрудникам музея.

Последний раз редактировалось Черномашенцев Владимир; 23.10.2012 в 14:36 .

У нас тоже есть плата за фотографирование в залах (без вспышки). Для музея это небольшой, но доход. А мне нужны были только фотографии аннотаций и некоторых этикеток, т.к. не было с собой бумаги и карандаша.

Вы так и не ответили на вопрос : Почему фотографировать нельзя? Это вредно или это просто забота о бюджете музея?

Доход от фотографирования смешной, ведь любой музей находится на содержании у государства. И в последние годы музеи финансируются неплохо, сколро обещают повысить зарплаты и музейным сотрудникам.

Цена на билеты у нас сейчас довольно высокие, близкие к Европе, грех жаловаться. В центральные музеи полный билет стоит от 8-10 евро, в провинциальные музеи 1-2 евро. Примерно такое же ценообразование в европейских странах, с редким сключением в зависмости от популярности того или иного музея и его месторасположения.

Быть может, не следует стоять цербером над посетителем , не портить ему настроение, не выгонять за 15 минут до закрытия (я был шокирован этим “совковым” отношением в европейских музеях), а привлекать в музей миллионы зрителей?

Со вспышкой вредно. Остальное (я думаю) пополнение казны.

.
Доход от фотографирования смешной, ведь любой музей находится на содержании у государства. И в последние годы музеи финансируются неплохо, обещают повысить зарплаты и музейным сотрудникам.

Цена на билеты у нас сейчас довольно высокие, близкие к Европе, грех жаловаться. Быть может, не следует стоять цербером над посетителем , не портить ему настроение, не выгонять за 15 минут до закрытия (я был шокирован этим “совковым” отношением в европейских музеях), а привлекать в музей миллионы зрителей?

Насчёт повышения ЗП. я даже не надеюсь, что как-то ощутимо она повысится. Основные ставки – маленькие, а от них-то и идёт повышение в %. Хоть как-то помогают надбавки, а вот они-то как раз из прибыли музея.

Отношение к посетителям, а конкретно “выпроваживание” перед закрытием – человеческий фактор! По правилам только касса закрывается по времени. А музей – после ухода последнего зрителя. Все от отношения сотрудников зависит.

Я готов доказать на простом эксперименте, что самая мощная вспышка приносит не больше вреда, чем 0,1- максимум 1 (Одна) секунда обычного музейного освещения. При этом, вспышки случаются не постоянно, а освещение в музейных залах горит с утра до вечера несколько сотен дней в году. С точки зрения моих знаний физики мне удивительно слышать про вред вспышек. Быть может, эти мифы тянутся от начала 20 века, когда для вспышки использовали поджиг порошка магния?

Другое дело, что смотрителям неприятно, когда весь день сверкает в глазах. Впрочем, я сам за то, чтобы запретить в музее фотографировать картины, но по другим причинам. Миллионы псевдо-фотографов мешают своими дилетантскими попытками другим зрителям. Вспышка , тупо направленная на картину, неизбежно даст большой блик по центру картины. Качества, достойного даже для блога в интернете, такие “фотографы” не добьются в 95-99% случаев, это я утверждаю как специалист по музейному фотографированию. Гораздо проще купить на память каталог-альбом или посмотреть фото на сайте музея.

Ох, как я ненавижу этих фотолюбителей на пресс-показах. Только выставишь свет, подберешь ракурс, дождешься готовности осветителя, как в кадр влезает важный специалист с “мыльницей” или мобильным телефоном и начинает неторопливо, но тщетно пытаться сфотографировать картину. Так и хочется его трансклюкировать! На месте музеев я бы вообще запретил снимать в музее любителям-непрофессионалам. К чему попусту тратить время и мешать специалистам?

С зарплатами я не сомневаюсь. К примеру, в Москве сейчас зарплаты у школьных учителей вполне на уровне, а порой выше зарплат в частных школах. Учитывая гос. льготы, длинный отпуск и белую заплату, свободных вакансий нет. Военные с полицией тоже стали получать зарплаты, видимые невооруженным взглядом. Надеюсь, дойдет дело и до врачей с музейщиками.

Читайте также:  Как путешествовать без денег - практические советы

Последний раз редактировалось Черномашенцев Владимир; 23.10.2012 в 14:38 .

Для картин, в особенности акварели и пастели, вреден не столько свет, сколько ультрафиолет. Запрет на фотографирование со вспышкой объясняется, скорее всего, именно тем, что вспышка дает сильное ультрафиолетовое излучение.

Владимир, я тоже не сомневаюсь что поднимут, но по-нашему, по-русскому сценарию. Как известно, я в Башкирии обитаю, так вот, оклады, как обещал Медведев, учителям подняли. Вот только прочие стимулирующие добавки убрали. Плюс на минус в общем итоге дали разницу в виде ощутимого минуса по сравнению с прошлым учебным годом. Жена в диком восторге. Но это наверное тема для другого места.

Если я не ошибаюсь, зарплата учителей состоит из двух частей : федеральной и местной. Разумно сперва разобраться в хитросплетениях зарплатной бухгалтерии, чтобы понять, кто виноват : власти российские или власти башкирские. Я не берусь утверждать, что сейчас учитель получает огромную сумму, но по сравнению с действительностью десятилетней давности прогресс налицо. В российской провинции в конце 20 века учительская зарплата была в пределах 100 долларов.

А насчет дикого восторга, так надо делать выводы. Вот, к примеру, год назад моей жене снизили зарплату в частной школе. Она не стала рассусоливать и просто уволилась. Это же так естественно – человек ищет где лучше. Если уволится значительная часть учителей, так волей-неволей башкирские власти будут вынуждены платить нормальные зарплаты. Или их учителя поедут в Москву или в другие города.

Ничего страшного, эту тему потом подчистим, лишнее перекинем в другие темы. Флуда не будет.

Этот вопрос требует изучения. Свои домыслы на эту тему я могу изложить в такой последовательности :

1) Вспышки фотоаппаратов обычно дают свет с цветовой температурой 5500-5600 К, что соответствует естественному солнечному свету. Лично мне это нравится, так как позволяет фотографировать картины именно в том свете, в каком их рисовал художник. Допускаю, что в спектре фотовспышки есть ультрафиолет, но он точно не преобладает.

2) Со времени учебы в МВТУ им. Н.Э Баумана и занятия радиоэлектроникой я помню микросхемы постоянной памяти, информацию в которых можно было перезаписывать. Для того, чтобы стереть старую информацию , использовали ультрафиолетовую лампу, свет которой воздействовал на микросхему через специальное кварцевое стекло. Стерев старую информацию, стеклянное окошко заклеивали непрозрачным материалом, например, обычной изолентой, а потом записывали новую программу.

Так вот, почему было нужно специальное кварцевое стекло? Потому что обычное стекло значительно снижает поток ультрафиолета. Если бы в микросхемах использовали обычное стекло, то стереть информацию ультрафиолетовым излучением было бы невозможно. Также следует сказать, что толщина стеклянного окошка в микросхеме была очень небольшой, не более одного миллиметра.

Графические работы обычно экспонируют под стеклом толщиной от 2 до 4 мм. Из вышесказанного следует, что такая защита существенно снижает уровень ультрафиолета.

3) Помимо стекла на картине, лампа вспышки закрыта пластиковым рассеивателем. Кроме того, я сейчас использую специальные софт-боксы, которые дают мягкий свет. Это такое устройство , где все внутренние стенки имеют отражающую поверхность, кроме одной стороны, закрытой белой матовой тканью. Вспышка (источник света) находится внутри софт-бокса и концентрирует свой свет на матовую ткань. Ткань существенно снижает уровень освещения, к тому же является дополнительным фильтром для ультрафиолета. Думаю, достаточно мощным фильтром.

Выводы делайте сами. Мне кажется, что современные профессиональные источники фотоосвещения, которые работают в импульсном режиме (фотовспышки) являются гораздо более щадящими осветителями по сравнению с обычными лампами накаливания (постоянный свет). И уж точно самый страшный ущерб картинам наносит естественное солнечное освещение, несущее в себе большую долю ультрафиолета.

Несмотря на уверенность в том, что разумное использование фотовспышки не убьет картину, я поддерживаю запрет на фотографирование картин с использованием фотовспышек для всех посетителей музеев. Это мешает другим людям наслаждаться искусством.

Последний раз редактировалось Черномашенцев Владимир; 23.10.2012 в 14:39 .

Можно ли бесплатно фотографировать в музеях?

Мы с женой живем в Москве и часто ходим в музеи, галереи и на выставки.

Обычно я фотографирую экспонаты на телефон без вспышки, чтобы отправить посмотреть моей маме. Мама живет на Кубани и редко приезжает в Москву. Довольно часто мне запрещают фотографировать в музеях. Якобы это запрещено. А иногда разрешают снимать, но только за дополнительную плату.

Законны ли такие требования?

У каждого музея есть свои правила, и посетители обязаны их соблюдать.

Большинство посетителей вообще не поднимают вопрос о законности платы, так как не хотят тратить время из-за 50 рублей. Некоторые начинают спорить с кассиром, но это бесполезно. Музейные работники обязаны выполнить указания начальства. Пока музейные тарифы не оспорены, их надо исполнять.

Но если вы считаете, что эти правила незаконны, то их можно обжаловать в Роспотребнадзоре, прокуратуре или местном департаменте культуры.

Нет закона, запрещающего съемку в музеях

Музеи работают по закону о музеях и закону о культуре. В них нет запрета на фотосъемку экспонатов посетителями.

Ранее в РФ действовала инструкция 1998 года по охране объектов, хранящих культурные ценности. Один из пунктов этой инструкции запрещал проносить на территорию музея съемочную аппаратуру. Если вдруг сотрудники музея ссылаются на эту инструкцию скажите, что ее отменили в 2009 году.

В СССР существовали другие документы, регламентирующие поведение в музеях, в том числе съемку. Согласно правилам 1974 года фотографы должны перемещаться по музею в сопровождении музейных служащих. Эти правила официально никто не отменял, но фактически их уже давно никто не выполняет. Тем более никто не запрещает хранителям музея присутствовать при фотографировании экспонатов.

Еще в РФ все еще действует инструкция хранения музейных ценностей 1985 года. В ней указано, что на кино- и фотосъемку нужно получать согласие главного хранителя музея. Но из смысла этой инструкции следует, что речь идет о профессиональной съемке, — для них действительно фотографам обычно нужно получать специальное разрешение — аккредитацию.

В 2013 году министерство культуры приняло приказ, запрещающий посетителям архивов самостоятельно фотографировать документы. Из-за этого запрета людям приходилось платить архивам за изготовление копий интересующих страниц. Но Верховный суд отменил этот запрет, посчитав, что он нарушает право свободно искать и получать информацию. Ссылаясь на это решение, можно попытаться оспорить и другие необоснованные запреты на фотосъемку.

Запреты музеев должны быть обоснованными

Многие музеи боятся съемки своих экспонатов: считают, что это может отвлекать других посетителей и ускорить старение экспонатов. Музей может прописать это в своих правилах. Я изучил, что думают о фотосъемке крупные российские музеи и галереи.

В Третьяковской галерее нельзя снимать со вспышкой, с использованием монопода и палки для селфи. В Эрмитаже запрещено делать костюмированную или свадебную фотосъемку, если не купить для этого специальный билет.

Пушкинский музей, наоборот, разрешает сделать несколько снимков в день свадьбы или иного торжественного события. Еще Пушкинский музей разрешает посетителям фотографироваться на фоне экспонатов, но просит соблюдать простое правило: «уважать желание других посетителей смотреть на произведения искусства, а не на тех, кто их фотографирует».

Сложнее фотографировать в Музее нумизматики Москвы. В нем надо заранее заполнить анкету и согласовать съемку со службой безопасности. Фотографировать можно в согласованное время и только с определенных ракурсов.

Но музей не может произвольно ограничивать своих посетителей. Если съемка со вспышкой разрушает древние рукописи, то музей может ее запретить. А если селфи-палки просто не нравятся директору мемориала, то это уже его личные проблемы.

Некоторые музеи соседствуют с органами власти. В таком случае съемка может быть запрещена приказом федеральной службы охраны, федеральной службы безопасности, органами внутренних дел или армией. Например, раньше съемку на территории Кремля надо было согласовывать с его комендантом. Это ограничение регулярно послабляли. Сейчас получать согласие на любительскую съемку надо только в период проведения официальных мероприятий.

Если музейный работник говорит, что съемка запрещена особым режимом работы музея, то можно попросить его назвать дату принятия и номер приказа о введении такого режима. Скорее всего, вы сможете найти текст этого документа в интернете и проверить, не ошибается ли сотрудник.

Любительская съемка должна быть бесплатной

Музей может взимать плату за использование фотографий своих экспонатов: для рекламы, изготовления сувениров, дизайна одежды, публикации календарей или книг. Но это правило неприменимо к обычным посетителям музея. Ведь они делают съемки для себя, а не для коммерческого использования. Фотографировать картины для изготовления открыток без согласия музея действительно нельзя.

Иногда музейные работники говорят, что бесплатная съемка нарушает авторские права. Но закон разрешает бесплатно и без согласия автора снимать произведения искусства, находящиеся в «месте, открытом для свободного посещения».

Что такое «место, открытое для свободного посещения», закон не расшифровывает, но по мнению судов, это место, где может находиться любой человек, то есть не какие-то специальные режимные объекты. Выставки, парки, улицы и музеи подходят под это определение.

Некоторые музеи называют разрешение на съемку услугой. Иногда посетители возмущаются: «А почему бы не продавать право смотреть на экспонаты правым глазом или стоя на двух ногах?» В этом замечании есть своя логика. Купив билет, посетитель получает право знакомиться с коллекцией музея удобным для него образом. Иногда надзорные органы соглашаются с таким аргументом.

Например, один известный блогер написал жалобу в Роспотребнадзор Вологодской области о навязывании услуги платной фотосъемки на выставке картин Верещагина. Роспотребнадзор согласился с жалобой: посетитель сам фотографирует, а значит, музей не предоставляет ему какую-либо услугу. Сейчас музей взимает плату только за коммерческую съемку.

Что в следующий раз делать вам в музее

Для начала попробуйте поговорить с администрацией музея, может быть, для вас сделают исключение и разрешат свободно все фотографировать.

Но скорее всего, вас даже не пустят к директору музея или предложат записаться на прием в последний четверг месяца. В этом случае попросите ознакомить вас с правилами музея, запрещающими фотосъемку, или тарифами, которые устанавливают плату за любительскую съемку.

Эти правила могут быть на сайте музея или висеть около кассы. Сфотографируйте правила и напишите жалобу в прокуратуру, Роспотребнадзор или местный департамент культуры.

Читайте также:  Французская кухня: традиционные блюда французской кухни

Возможно, это все слишком сложно и не стоит одной бесплатной фотографии. Но, пока принятые музеем правила не оспорены, их надо исполнять.

Даже если вам удастся добиться права на съемку, не злоупотребляйте им. Старайтесь не мешать другим посетителям музея наслаждаться культурными ценностями.

Мы разбирали и другие вопросы, связанные с авторским правом:

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах или законах, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.

Почему нельзя фотографировать в музеях?

Приходящим в музей посетителям нередко хочется запечатлеть на фото те произведения искусства, которые там представлены, а иногда сфотографировать и себя на их фоне. Зачем? На долгую память. Особенно трудно удержаться от такого соблазна, посещая крупные музеи мирового значения, наподобие Эрмитажа, Третьяковской галереи, или Лувра. И совсем невыносимо знать, что знаменитый шедевр – рядом, буквально в паре шагов. А сделать на его фоне селфи не получится – фотосъемка запрещена. Иногда ее, правда, разрешают, но берут дополнительную плату, да еще и оговаривают – запрещено снимать со вспышкой. Нельзя брать с собой и штатив.

Такие запреты возмущают посторонних, но если начать разбираться, станет ясно – ограничения на фотосъемку вводят не просто так, у сотрудников на это есть веские причины. Попробуем их перечислить.

Почему нельзя фотографировать в музеях со вспышкой?

Если вы принесли в музей фотоаппарат или мобильный телефон, и вам разрешили съемку в личных целях, то первое, что вы должны сделать – отключить встроенную вспышку, даже если вам кажется, что она нужна – в зале полумрак, освещение мягкое, рассеянное, и снимки могут получиться нечеткими. На использование вспышки наложено строгое табу, и вот почему:

  • Основная часть экспозиций – это картины. Причем, неважно, как они написаны – масляными красками по холсту, акварелью по бумаге, или темперой по деревянной доске. Важно то, что любой пигмент чувствителен к свету. Акварель и пастель наиболее нежны в этом плане – они легко выгорают, а для вспышек используют ксеноновые лампы, которые могут нанести им непоправимый вред. Возможно, от одного фото ничего не будет. Но ведь мимо картин ежедневно проходят сотни посетителей. Представьте, что каждый из них щелкает вспышкой. Такого варварства не переживет даже самый стойкий пигмент.
  • Не только картины, но и посетители страдают от вспышки. Резкие световые блики в полутемном зале бьют в глаза, отвлекают от просмотра экспонатов, и просто нервируют. Использование вспышки затрудняет работу смотрителей, которые должны следить за порядком и защищать экспонаты от вандалов.

Зачем нужен полный запрет на фотосъемку?

В некоторых музеях просто нельзя снимать – неважно, со вспышкой или без нее. Даже если посетители будут уверять, что это фото на память, для личной коллекции. Кроме того, все музеи накладывают вето на профессиональную съемку. Штатив – предмет, который точно не разрешат пронести в зал, иногда подозрение вызывает зеркальный фотоаппарат, или даже кофр с аксессуарами.

Почему нельзя фотографировать в музеях со штативом? Потому что это разновидность пиратства, которая нарушает права владельца (если произведение искусства находится в собственности музея), или автора (если в зале выставлены работы современного художника). Иногда проводятся выставки частных коллекций, владельцы которых тоже вправе запрещать фотосъемку. Любую профессионально сделанную репродукцию можно распечатать, или выложить в интернете, и затем продавать. Но право распространять копии произведений есть только у тех, кто ими владеет.

Именно поэтому музеи свободно выпускают наборы открыток или альбомы, например, «Шедевры Третьяковской галереи», которые можно купить в сувенирных лавках. Чтобы легально тиражировать экспонаты передвижной выставки, нужно договориться с ее хозяином, и тогда часть прибыли от продажи репродукций пойдет ему. А вот если таким бизнесом самовольно займется частный фотограф – он нарушит закон.

Вот только отличить профессиональную съемку от любительской все труднее. В наше время даже «мыльница» способна выдать качественный снимок, более того – хорошими фотокамерами оснащают смартфоны и планшеты. А они есть в кармане у каждого. В таких условиях многим музеям проще дать полный запрет на фотосъемку, чем разбираться с техническими тонкостями. А для тех, кто хочет себе сувениры на память, есть специальные магазины, где можно купить и альбомы, и открытки, и маленькие копии скульптур. Да и сделать селфи на фоне музейного здания никто не запрещает.

1 комментарий

В общем-то это общепринятая практика и мне не доводилось слышать каких-либо возмущений у посетителей музеев по этому поводу. Другой вопрос, что музеи бывают разные и в некоторых из них для экспонатов не будет никакого вреда от той же вспышки. Но как говорится, в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Так что приходится мириться с таким положением вещей. С другой стороны разрешение делать фото за деньги вызывает некоторую усмешку. Получается деньги правят бал и здесь.

Commons:Как снимать в музеях

Contents

Зачем покупать два билета [ edit ]

В некоторых музеях России надо купить дополнительный билет на фотосъёмку. Это незаконно. [1] Однако обсудим такой дополнительный билет.

Support Такой билет даёт вам «право» использовать фотографическую технику в выставочном зале.
Support Такой билет даёт вам «право» использовать фотоснимки для личных целей.
Support Такой билет даёт вам «право» использовать фотоснимки для некоммерческих целей.

Oppose Билет не передаёт вам право на изображение, если оно охраняется (например, если это произведение искусства или целая выставка).
Oppose Билет не даёт вам право (в России) на коммерческое использование фотографий, сделанных с музейных предметов.
Oppose Билет не даёт вам право (в России) тиражировать фотографии, сделанные с музейных предметов.

Эти ограничения легко обойти. Нужно обратиться в дирекцию музея и предложить свою бесплатную работу по фотосъёмке музейных экспонатов с передачей фотографий в свободное использование, показать образцовые фотоснимки и получить согласие музея. Увидев, насколько хорошо и тщательно вы фотографируете, музей в большинстве случаев согласится. Однако фотографии должны быть намного лучше тех, которые музей может получить другими способами, потому что они — ваш единственный аргумент.

Без профессиональной техники [ edit ]

Музеи разрешают снимать только любительской техникой. Что это такое? Признаки непрофессиональной аппаратуры были заданы приказом Федеральной службы охраны № 336 (теперь отменён). [2]

  • кино- и видеокамеры длиной менее 250 миллиметров,
  • фотоаппараты с высотой корпуса менее 140 миллиметров и (или) оснащённые сменными объективами с диаметром внешнего оптического элемента менее 70 миллиметров,
  • съёмка не связана с созданием продукции средств массовой информации и иной тиражируемой кино-, фото- и видеопродукции.

Старый вариант правил с этим текстом — единственный норматив, где были заданы признаки профессиональной аппаратуры, однако он отменён. В новых правилах этих признаков нет. Правила изменены приказом от 26 февраля 2010 года № 83.

Другая формула есть в Гражданском кодексе. 1273 статья запрещает воспроизведение «с помощью профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях». Таким образом, профессиональное оборудование отличается от любительского оборудования тем, что нуждается в специальных условиях. Однако здесь говорится только про аудиовизуальные произведения. Про фотосъёмку здесь нет ни слова. Поэтому 1273 статью можно использовать по аналогии.

Без вспышки [ edit ]

Убедитесь, что вы выключили вспышку. Съёмка со вспышкой запрещена по многим причинам:

  • Свет некоторых вспышек буквально выжигает фотографии, листы документов, картины. Именно поэтому в музеях сделаны занавеси на окнах, настроено специальное освещение. Одна ваша вспышка не страшна, но вспышки тысячи туристов могут повредить экспонаты. Поэтому выключайте вспышку.
  • Свет вспышки, отражаясь в стекле витрины, испортит ваш снимок ярким белым пятном.
  • Свет вспышки нарушает естественный вид экспонатов при их музейном освещении. Это освещение никогда не бывает случайным, его выбирают для того, чтобы лучше и точнее показать экспонаты.
  • Свет вспышки будет мешать другим посетителям, он отражается в стёклах и мелькает бликами.

Но как фотографировать без вспышки в тёмном зале? Увеличивать чувствительность и увеличивать шум? Нет. У вас есть другие варианты:

  • При съёмке плоских картин можно открыть диафрагму до широкого положения и снимать с рук. Однако не все объективы дают чёткую и резкую картинку на открытой диафрагме, и такой приём возможен только с хорошим объективом.
  • Включите стабилизатор.
  • Снимайте тёмные кадры в формате RAW (поправка на 1 ступень темнее). При обработке результатов можно увеличить яркость.
  • Снимайте со штатива (смотри далее).

Формально запрет на вспышку может появиться, если предмет находится в неудовлетворительном состоянии и может пострадать от яркого света. [3] Если вам очень нужно фотографировать со вспышкой то, что не пострадает, сообщите в прокуратуру о незаконных действиях музея. Однако такая необходимость бывает очень и очень редко!

Info Подробная статья: Фотовспышка.

Со штативом [ edit ]

Когда он есть [ edit ]

Как правило, в музеях не очень светло, потому что мягкий свет позволяет лучше сохранить экспонаты. Здесь отлично помогает штатив.

Support Фотоаппарат надо закрепить на штативе, а фотографировать с задержкой. Запрет на штативы не имеет законных оснований, поэтому ни смотрители, ни дирекция музея не сможет его обосновать. Получите письменный отказ от дирекции музея и направьте его в прокуратуру, которая обнаружит превышение полномочий со стороны музейной администрации (статья 286 уголовного кодекса). [4]

Oppose Администрация может запретить вам действия со штативом, если они мешают другим посетителям и нарушают работу музея. Вам придётся выбрать день, когда в музее мало посетителей, или дождаться такого часа. Все посетители заслуживают уважения: пожалуйста, не мешайте им.

Снимая со штативом, поставьте наименьшую чувствительность (ISO), среднюю диафрагму (около 6—7) и таймер (снимок с задержкой). Вспышка должна быть выключена.

Если экспонат маленький, встаньте с теневой стороны экспоната и подсвечивайте белым листом бумаги. Тогда тени будут менее тёмными.

Info Подробная статья: Штатив.

Когда его нет [ edit ]

В музее вас буквально со всех сторон окружают штативы. Спросите разрешение у смотрителя в зале, и будьте уверены: смотритель разрешит, если вы точно и ясно объясните ему задачу. Где же эти штативы?

Экспонаты могут быть ограждены столбиками, барьерами или шнурами. Держите камеру в руках и положите объектив на такие барьеры и шнуры. Груз ляжет на ваши руки, а барьер сделает камеру неподвижной.

Читайте также:  Где можно вкусно и недорого поесть в Риме: 7 интересных заведений

Попросите у смотрителя его сиденье, чтобы закрепить на нём штатив-струбцину. Если сиденье металлическое, оно не пострадает. Имейте при себе платок, чтобы железные лапки струбцины не содрали краску на сиденье смотрителя.

Наденьте светофильтр [ edit ]

Поляризующий светофильтр убирает отражения на стекле и яркие блики. Вообще говоря, он помогает не только в музее. Поворачивая кольцо этого светофильтра, вы находите положение, когда витринного стекла уже не видно, а экспонаты показаны чётко и ясно.

Однако такой светофильтр уменьшает яркость изображения. Вам придётся увеличить выдержку или открыть диафрагму.

Info Подробная статья: Поляризатор.

Выбирайте объектив [ edit ]

Широкий угол объектива поможет захватить широкую панораму, однако сильно искажает её по краям. Поэтому старайтесь не пользоваться широкоугольным объективом, снимайте при средних положениях. Если можно отойти подальше — отойдите и фотографируйте телеобъективом (узкий угол, большой зум). При этом качество фотографии не пострадает, если вы снимаете со штатива или включили стабилизатор.

Некоторые экспонаты висят слишком высоко. Их можно фотографировать shift-объективом. Если вы сфотографировали их обычным объективом и получили искажение (прямые линии сходятся), поправьте это в графическом редакторе.

Соседние витрины освещены, и боковое освещение может создавать круглые блики («зайчики»). Поэтому надевайте бленду на объектив.

Info Подробная статья: Бленда.

Info Подробная статья: Шифт-объектив.

Законные границы [ edit ]

Доступ к экспонатам [ edit ]

Музей имеет право ограничить ваш доступ к экспонатам:

  1. если они находятся в неудовлетворительном состоянии,
  2. или переданы на реставрационную работу,
  3. или убраны с выставок в музейное хранилище (депозитарий). [3]

При этих условиях экспонат не попадёт на выставку, поэтому проблема не возникает никогда.

Первая публикация [ edit ]

Закон указал, что «право первой публикации музейных предметов и музейных коллекций. принадлежит музею» (статья 36). Значит, нельзя публиковать фотографии экспонатов?

Закон объясняет, что «публикация — одна из основных форм деятельности музея, предполагающая все виды представления обществу музейных предметов и музейных коллекций путём публичного показа, воспроизведения в печатных изданиях, на электронных и других видах носителей» (статья 3). Поэтому сфотографированный на выставке экспонат уже опубликован музеем, а не вами. [5]

Право на целую выставку [ edit ]

Музейный сотрудник создал новое произведение — целую выставку и её блоки. Это служебное произведение, права на него имеет музей.

Поэтому когда вы сфотографировали целую выставку или целый стенд, или оформленную витрину с экспонатами — вы создали производное произведение от творческой работы музейного специалиста. Музей может ограничивать использование такой фотографии (ГК РФ, статья 1260, часть 3).

Право на отдельные экспонаты [ edit ]

В музее выставляется не произведение искусства, а только экземпляр такого произведения. Делая фотоснимок, вы должны помнить о правах авторов этих произведений. Ваш фотоснимок будет производной работой, он будет основан на чужом творчестве.

Например, если музей выставляет картины художника, то вы можете свободно фотографировать его картины. Однако у вас получится пиратская фотокопия. Чтобы ваши снимки стали законными, вы должны получить у художника разрешение на использование фотокопий с его картин.

Другие ограничения [ edit ]

Музей тоже устанавливает ограничения:

  • Передача прав на коммерческое использование ваших воспроизведений музейных предметов осуществляется музеями в порядке, установленном собственником музейных предметов и музейных коллекций.
  • Производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров с изображениями музейных предметов и музейных коллекций, зданий музеев, объектов на территориях музеев — осуществляется с разрешения дирекций музеев. [6]

Если вы собираетесь использовать фотографии для коммерческой цели, обязательно сделайте договор с музеем.

Оформление фотографий [ edit ]

Точная и грамотная атрибуция улучшает ваши снимки, объясняет их историю и смысл. Поэтому отдельно фотографируйте ярлыки и пояснения. Хорошая атрибуция включает:

  • название и краткое описание экспоната,
  • автор экспоната,
  • дата и место создания экспоната,
  • размеры и материал экспоната,
  • дата и место фотографирования,
  • адрес экспоната — позиция в музейном зале и номер зала, музейный учётный номер.

Для музейных фотографий создан шаблон <> . Пожалуйста, ставьте его на свои фотографии.

Как фотографировать в музее (7 советов). Урок фотографии

Музеи и галереи являются прекрасным местом для фотографа, но все же могут быть невероятно сложными ввиду большого количества людей и плохого освещения. Но почти в каждом месте, куда вы путешествуете, будет музей, в котором захочется пофотографировать. Просто следуйте этим 7 советам по фотографированию музеев и галерей, чтобы улучшить ваши фотографии этих замечательных мест.

1. Проверьте правила

Нет необходимости говорить, что первое, что вы должны проверить, позволено ли фотографировать внутри музея, и более предметно, какие именно экспозиции можно фотографировать. Помните, что часто фотографирование запрещено в целях безопасности и также из-за вспышек (УФ свет), которые могут навредить предметам искусства. Когда у меня намечается поезда, включающая посещение музеев и галерей, я заранее проверяю правила посещения (эту информацию можно найти на их сайте), чтобы точно знать, что разрешено. Если вы не смогли найти эту информацию на сайте, то спросите при входе.

Другим важным моментом, о котором следует знать, есть то, что многие экспонаты музеев и галерей являются объектом авторского права, так что даже если вы и сможете сфотографировать их, то не сможете продавать изображения в коммерческих целях (а иногда даже в редакционных целях понадобится лицензия от музея).

2. Что вы хотите отобразить?

Ничего не стоит попробовать и сфотографировать каждый экспонат, но давайте будем честными; большинству людей станет скучно уже после нескольких фотографий музея. Не старайтесь запечатлеть все, а наоборот, подумайте о том, что вы хотите донести до зрителя.

Вы показываете главный холл со всем его шумом и суетой? Хотите показать один декоративный фрагмент? Каждый музей по-своему особенный, поэтому подумайте о его ключевых атрибутах, которые помогут вам составить ваше повествование. Поэтому вместо того, чтобы пытаться сфотографировать все, подумайте о двух или трех ключевых кадрах, который наглядно продемонстрируют место и его экспонаты.

3. Не забывайте о зданиях

Музеи и галереи часто изобилуют удивительными произведениями искусства или фрагментами истории, и так легко забыть, что они сами находятся в наиболее красивых зданиях мира. Подумайте о Лувре в Париже, Музее естественной истории в Лондоне или Гуггенхайме в Нью-Йорке. Здания являются такими же ценными, как и достопримечательности внутри, поэтому им стоит уделить внимание и выделить время на их фотосъемку.

Если вы немного исследуете здание, то можете обнаружить, что оно содержит элементы, имеющие культурную и историческую ценность. Эти маленькие детали обычно упускаются из виду людьми, которые сразу устремляются к главным экспонатам.

4. Подойдите ближе к стеклу

Если вы хотите сфотографировать предмет, находящийся за стеклом, то заметите, что в результате на изображении будут отражения. На самом деле, это один из наиболее распространенных вопросов, которые я получаю, и для него есть простое решение.

Во-первых, выключите вспышку, так как она отражается от стекла и создает на изображении белое пятно. Далее, вам необходимо приобрести бленду, а если она у вас есть, то установить ее на объектив. Резиновая бленда отлично подходит для таких ситуаций, так как она может плотно прилегать к стеклу и не соскальзывать. Теперь вам нужно подойти так близко к стеклу, на сколько это возможно (даже прислонится к нему, если это позволено). Это гарантирует, что на изображении не будет отражения.

5. Не достаточно света?

Экспонаты иногда содержатся в затемненных комнатах для создания атмосферы (а иногда для сохранения работ), но это означает, что вы не сможете использовать привычную выдержку и низкое значение ISO. Если вы видите, что ваши фотографии размыты, то это случилось из-за слишком длинной выдержки. Единственный способ справиться с этим без помощи штатива, который обычно не разрешают использовать, это устойчиво поставить камеру на что-то вроде стола или скамьи, или же увеличить значение ISO.

Значение, на которое вы поднимите ISO, будет определяться тем, насколько темно в помещении и насколько устойчиво вы можете держать камеру. Кто-то может при выдержке 1/60 получить четкие фотографии, я же склоняюсь к 1/100. Другой аспект, который нужно учесть, это возможности вашей камеры при высоких ISO. Технологии производства камер прошли долгий путь, и большинство из них теперь на высоких значениях ISO не создают много шума в изображениях.

Протестируйте свою камеру до того, как отправитесь на съемку. Воссоздайте предполагаемую сцену дома, приглушив свет, и протестируйте камеру на разных значениях ISO. Затем изучите результаты на компьютере. После этого вы будете иметь хорошее представление о том, каковы возможности и ограничения вашей камеры.

6. Будьте креативны

Скажите фразу «музей естественной истории», и большинство людей автоматически подумают о костях динозавра. Фотографы должны найти способ продемонстрировать людям то, что они видели тысячи раз, но найти другую перспективу или взгляд.

Музеи и галереи ничем не отличаются, поэтому попробуйте выйти за рамки обычного фотографирования выставляемых предметов. Как вы можете сделать это по-другому? Это не всегда возможно, но применив немного креативности, вы можете найти оригинальные способы демонстрации очевидного.

7. Исследования и терпение

Одна из основных трудностей при фотографировании музеев и галерей – как избежать толпы. В конце концов, это туристические направления, и большинство времени они наполнены людьми. Первый способ избежать этого – идти туда в то время, когда посещаемость не такая высокая. Например, во время школьных каникул и в выходные музеи и галереи более заняты.

Но если вы проведете небольшое исследование, то найдете «карман», когда там не так оживленно. Например, в Соборе Святой Софии занято практически весь день, но с 12.00 до 13.30 гораздо спокойнее. Это потому, что большинство групп туристов в это время обедают. Побеседовав с местными жителями, вы можете получить такого рода информацию.

Даже в самых оживленных местах, если вы достаточно терпеливы, в конечном итоге найдете интервал в потоке посетителей. А это означает, что вы сможете сделать желаемый снимок, просто дайте себе достаточно времени и будьте готовы набраться терпения и ждать.

Заключение

Музеи и галереи являются самыми важными достопримечательностями, поэтому должны быть в списке любого фотографа. Создание отличных фотографий экспонатов не должно быть трудным. С правильным подходом и некоторой креативностью вы сможете сделать уникальные снимки. Только не забудьте проверить правила!

Добавить комментарий