Авиационный туризм: особенности, возможности, обзор техники

Авиатуризм – миф или реальность?

Авиационный туризм – вещь необычная и почти неизвестная в России.

Текст: Станислав Новик, Мастерская туризма журнала “Отдых в России”
Фото: Станислав Новик

Идея того, что туристические группы могут путешествовать по стране и в ближнее зарубежье на легкомоторных и транспортных самолётах ещё не успела прижиться, и лишь немногие обращают на неё внимание. Что может быть проще: арендовать «воздушный автобус» такой как L-410 и отправиться на нём по туристическому маршруту. Это так удобно – не нужно часами пробираться через пробки, когда можно облететь их по пути из одного города в другой!

Идея, конечно, хорошая. Но стоит ли она того? Я встречал много мнений относительно данного вида туризма – от в целом положительных до крайне негативных. Некоторые поддерживали стремление развивать авиацию общего назначения и раскрывать её потенциал. Ведь, несомненно, препровождение времени в увлекательном воздушном путешествии – вещь куда более интересная, чем часами стоять в пробке, изнывая от скуки. Однако были люди, которые осуждали саму идею авиационного туризма. К примеру, не каждый себе может позволить такую роскошь. Кроме того, такой вид перевозок требует больших вложений и финансирования со стороны государства в частности. Не каждый город или район располагает такими средствами, чтобы развивать подобный туризм, вместо того чтобы развивать инфраструктуру.

Так всё-таки, стоит ли такая отрасль туризма того, чтобы существовать? На некоторые вопросы мне ответил сотрудник аэродрома Ватулино по имени Алексей.

Возможен ли в России авиационный туризм?

– Теоретически возможен. Если будет правильное законодательство в этой области, то будет и возможность, а если нет, то соответственно возможности не будет.

– А что для этого необходимо с законодательной точки зрения?

– Необходимо разрешить коммерческую перевозку туристов в авиации общего назначения без организации авиакомпании.

– А как вы сами относитесь к аренде легкомоторных самолётов с целью туристических поездок молодёжных групп?

– Хорошая идея. Если, конечно это грамотно организовать. Это сыграет на руку развитию малой авиации.

– Возможно ли в ближайшее время организовать туристические маршруты по Золотому Кольцу и иным маршрутам таким образом?

– Если найдётся авиакомпания, которая получит все разрешительные документы для этого, то она это и организует.

– А возможно ли развитие малого бизнеса в этой сфере?

– Могут, при наличии всех разрешительных документов.

Выводы здесь можно делать самые разные. Теоретическая возможность такого вида туризма даёт надежду на то, что в скором времени он может стать такой же частью повседневной жизни, как и обычное путешествие на самолёте. Однако здесь кроется много трудностей: согласно части 3 статьи 21 Воздушного кодекса Гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ, относится к авиации общего назначения.1 Это означает, что для представителей малой авиации пока такая деятельность весьма затруднительна с юридической точки зрения. Кроме того, это экономически пока не выгодно. Для того чтобы начать туристические перевозки необходимо как минимум получить огромное количество разрешений, лицензий и иметь огромный штат сотрудников, а то и создать авиакомпанию.

Выходом из такой непростой ситуации может послужить создание действующими авиакомпаниями региональных туристических маршрутов. А пока эти маршруты действуют, есть шанс, что в будущем будет рассмотрен и принят закон, позволяющий владельцам легкомоторных самолётов, в частности предпринимателям, производить перевозки туристов. Это могло бы не только зародить и развить новую ветвь туризма, но и повысить популярность авиации среди молодёжи.

Кроме того, если на законодательном уровне разрешить совершать туристические перевозки предпринимателям и прочим юридическим лицам без организации авиакомпаний, то это может укрепить позицию авиации общего назначения в целом. Воздушное такси сможет стать такой же популярной вещью в России, как и в Европе, не говоря уже о потенциальном сотрудничестве владельцев легкомоторных самолётов с туристическими операторами. Таким образом укрепятся две вещи: новая ветвь туризма и АОН в целом.

Быть может, уже через несколько лет можно будет усадить школьную или студенческую группу в воздушный автобус и отправить в воздушное путешествие по величайшим городам России.

Воздушный Кодекс Российской Федерации, Принятый Государственной Думой 19 февраля 1997 года

Авиационный транспорт в туризме (стр. 1 из 7)

1. История развития воздушного транспорта

1.1 Летательные аппараты от древности до наших дней

1.2 Техническое обеспечение авиаперевозок

1.3. Краткая характеристика отдельных аэропортов России

2. Обслуживание туристов воздушным транспортом

2.1 Правовые основы регулирования перевозок туристов воздушным транспортом

2.2 Общие правила перевозки туристов и багажа

3. Авиационные перевозки в России

4. Взаимодействие туристских организаций с авиакомпаниями

4.1. Перевозка туристов чартерными рейсами

4.2. Услуги, предоставляемые авиакомпаниями

4.3. Международные авиационные организации

Список используемой литературы

Транспорт – одна из важнейших составных частей материальной базы экономики любой страны. С давних времён транспорт является двигателем прогресса. Человек использовал любые подручные средства для перевозки людей и грузов. С изобретением колеса, а несколько позже и различных типов двигателей, человек стал соответственно развивать и средства передвижения: повозки, кареты, паровозы, самолёты и т.д. Это позволяло совершать поездки на большие расстояния и с различными целями.

Международный туризм подразумевает передвижение людей из страны в страну. При изучении его развития очень важно определить его взаимоотношения с индустрией транспорта. Успехи на генерирующих рынках туризма и адекватная транспортная инфраструктура составляют одну из важнейших предпосылок развития любого туристского центра. Со своей стороны спрос в туризме стимулировал быстрое развитие индустрии транспорта. Существенную роль в этом сыграли также научно-технические достижения в индустрии транспорта за последние десятилетия.

Туризм полностью зависит от транспорта, его безопасности, скорости и удобств, предоставляемых туристу во время его передвижения. Понимание основ взаимоотношений с транспортными компаниями, правил взаимодействия с ними в вопросах обеспечения безопасности пассажиров и их имущества, обслуживания, использования соответствующих скидок и льгот при продажах имеет важное значение, как для туристов, так и для организаторов путешествий. Развитие туризма сдерживается тем, что транспортные системы в ряде стран не соответствуют мировым стандартам по удобству, эффективности и безопасности, а транспортные проекты в части строительства новых аэропортов, автомобильных и железных дорог требуют для своей реализации огромных инвестиций и времени.

Меньше половины всех международных путешествий осуществляется по наземным дорогам, при этом роль воздушного транспорта ежегодно повышается.

В 1992 г. только 5% путешественников использовали систему железных дорог для международных перемещений (главным образом по Европе) и 8% путешествовали на пароходах и паромах (например, между Великобританией и Францией, Италией и Грецией, Швецией и Данией), а 40% туристов добирались к месту назначения самолетами[1].

Согласно статистике темпы роста популярности авиатранспорта выше, чем автотранспорта, что обусловливается все большим расширением географии путешествий и существующей устойчивой тенденцией к сокращению сроков путешествия в пользу их частоты (рост краткосрочных туров на дальние расстояния). Все это вызывает пристальное внимание туристского бизнеса к авиационным перевозкам. Самолеты – самый популярный вид транспорта в мире. Это же можно сказать и об авиаперевозках в туризме. И этому есть ряд причин:

• во-первых, авиация – самый быстрый и удобный вид транспорта при переездах на дальние расстояния;

• во-вторых, сервис на авиарейсах в настоящее время имеет привлекательный для туристов вид;

• в-третьих, авиационные компании напрямую и через международные сети бронирования и резервирования выплачивают туристским агентствам комиссионные за каждое забронированное в самолете место, мотивируя их тем самым выбирать авиаперевозки.

Воздушный транспорт является одной из наиболее быстро и динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства и с каждым годом занимает все более прочные позиции в общемировой транспортной системе[2].

Целью данного исследования является общая характеристика туристских авиаперевозок.

Для достижения цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи: 1) рассмотреть особенности воздушных перевозок; 2) изучить некоторые аспекты обслуживания туристов авиатранспортом; 3) рассмотреть взаимодействия туристических организаций с авиакомпанией; 4) изучить правовые основы регулирования перевозок туристов воздушным транспортом.

Для написания данной курсовой работы были использованы такие источники литературы как: Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. – М.: НОЛИДЖ, 1996; Чудновский А.Д., Жукова М. А. менеджмент туризма: Учебник. – М. : Финансы и статистика, 2003.; Биржаков М.Б., Никифоров В.И. Индустрия туризма: Перевозки – СПб.: Изд.дом «Герда», 2001.; Осипова О.Я. транспортное обслуживание туристов: Учебн. Пособие для студентов высш. учебн. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. и другие.

1. История развития воздушного транспорта

1.1. Летательные аппараты от древности до наших дней

Воздушные шары и дирижабли

Полеты на воздушном шаре были красочно описаны Жюль Верном в его фантастических рассказах. Воздушному шару более 220 лет, у него сложная и драматичная история развития: возвращение в конце 20 века и интенсивное развитие в целях туризма, рекламы, спорта. Сегодня баллонинг – это уникальная и доходная отрасль системы предприятий и уникальный, привлекающий внимание всех без исключения метод аттракции. Катание на воздушных шарах – элитное развлечение для состоятельных туристов.

Первый воздушный шар был придуман и построен в 1783 г. братьями Монгольфье. Это был огромный воздушный шар, который заполнялся горячим воздухом. Первым человеком, кто совершил полет на воздушном шаре, был Джин-Франкос. Это произошло 15 октября 1783 г. и стало началом эры воздухоплавания. Конструкция воздушного шара мало изменилась с момента его изобретения до настоящего времени. Воздушный шар почти всегда имеет сферическую или грушевидную форму.

В 1852 г. Генри Гиффард установил небольшой паровой двигатель в гондоле воздушного шара. Этот двигатель вращал пропеллер, который позволял совершать направление движения воздушного корабля со скоростью 8 км в час против ветра. Лишь через 46 лет в 1898 г. Альберто Сантос-Дюмонт, богатый бразилец, живущий в Париже, начал экспериментировать с бензиновыми двигателями внутреннего сгорания для привода пропеллера воздушных шаров. 19 октября 1901 г. он поднял в воздух сигарообразный воздушный шар и совершил 11-ти км полет над Парижем. В начале 20 века воздушный шары стали использовать для научных целей при изучении стратосферы, и в 1901 г. был совершен первый высотный подъем.

В Начале века, в 1914 г., HansBerliner совершил путешествие на воздушном шаре из Германии до Урала.

Неуправляемые воздушные шары были реконструированы в дирижабли, которые несли моторы и воздушные винты, сложные системы управления. В Германии успешно развивалось дирижаблестроение — строились и эксплуатировались огромные воздушные корабли с прочным каркасом из легких сплавов, обтянутым прорезиненной тканью, газонаполненным многосекционным корпусом. Самый крупный корабль имел сигарообразную форму 245 м в длину и 41 м в диаметре, он мог нести 50 пассажиров с командой 60 чел. в прицепляемой гондоле или груз 215 тонн.

В 1910 г. Цепеллин открыл компанию, которая осуществила в течение трех лет коммерческие перевозки более 14 тыс. пассажиров. Эти воздушные корабли покрыли расстояние более 61 тыс. км без аварий. В 1919 г. дирижабль впервые пересек Атлантический океан. В 1929 г. дирижабль «Граф Цепеллин» совершил беспримерный полет вокруг Земли. Дирижабль Hindenburg совершил десять регулярных коммерческих рейсов через Атлантику.

Использовались дирижабли и военных целях. В период Первой мировой и Второй мировой войны дирижабли и воздушные шары различных конструкций применялись в боевых действиях для наблюдений и разведки, охоты за подводным лодками, для устройства противовоздушных заграждений. Формально последний дирижабль был снят с вооружения в США только в 1962 г. В эпоху интенсивного развития научно-технического прогресса во второй половине XX века воздушные шары стали активно использоваться для целей совершения путешествий, туризма и спортивных соревнований[3].

Первоначально была создана конструкция летательного аппарата — планера glider— аэродинамически совершенного, способного, используя подъемную силу воздушных потоков, бесшумно парить часами в воздушном пространстве. Пионером планеризма был немец OttoLilienthal (1848-96 г.). Джон Монгомери (США) примерно в эти же годы построил планер и спускал его с воздушного шара. Несколько позднее в 1896 г. OctaveChanute, американский изобретатель, построил легко и устойчиво управляемый планер. Изобретатели Orville и WilburWright в 1902 г. усовершенствовали планер за счет регулировки элементов крыла и хвостовой части. В общем случае планер обрел формы привычного нам сегодня самолета.

Начиная с 1935 г. планеры, оборудованные научной аппаратурой, широко при­менялись для аэронавигационных и метеорологических целей. Планеры использовались во время Второй мировой войны, для доставки небольших разведгрупп и десанта.

В послевоенное время разработаны весьма аэродинамически совершенные формы фюзеляжа для планеров.

Парашют

Парашют – устройство из прочной ткани, которое раскрывается в воздухе подобно зонтику и используется для замедления спуска предмета или человека на землю с высоты в воздухе. Исходно — парашют придуман для обеспечения спа­сения из поврежденного самолета или летательного аппарата и используется для этих целей до сего времени, за исключением гражданской авиации в целях пассажирских перевозок.

Роль воздушного транспорта в туризме

Двухпалубный Airbus A380 как самый крупный широкофюзеляжный самолет сверхбольшой вместимости. Рассмотрение особенностей туристических перевозок воздушным транспортом. Знакомство с основными этапами развития воздушного транспорта в Северной Америке.

РубрикаСпорт и туризм
Видкурсовая работа
Языкрусский
Дата добавления16.10.2017
Размер файла143,8 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Читайте также:  Опасна ли турбулентность для самолета и пассажиров

Размещено на http://www.allbest.ru/

Актуальность темы исследования: туризм предполагает перемещение людей из одного места в другое как внутри страны, так и за ее пределами. Законодательства ряда Европейских стран (например, Франции и Италии) относят транспортные услуги к числу основных услуг, оказываемых путешественнику, наряду с услугами размещения. В рамках статистики туризма транспорт относится к средству, которое использует посетитель для поездки из своего постоянного места жительства в посещаемое место. Однако многие транспортные предприятия и компании не только осуществляют перевозку туристов, но и обеспечивают перевозку обычных пассажиров, почты и грузов, не имеющих отношения к туризму. Поэтому сезонный характер туризма создает серьезные проблемы для транспортных компаний.

Туризм полностью зависит от транспорта, его безопасности, скорости и удобств, предоставляемых туристу во время его передвижения. Понимание основ взаимоотношений с транспортными компаниями, правил взаимодействия с ними в вопросах обеспечения безопасности пассажиров и их имущества, обслуживания, бронирования, использования соответствующих скидок и льгот при продажах имеет важное значение как для туристов, так и для организаторов путешествий. Развитие туризма сдерживается тем, что транспортные системы в ряде стран не соответствуют мировым стандартам по удобству, эффективности и безопасности, а транспортные проекты в части строительства новых аэропортов, автомобильных и железных дорог требуют для своей реализации огромных инвестиций и времени.

Цель заключается в изучении особенностей воздушного транспорта в туризме.

– Изучить развитие воздушного транспорта в истории туризма

– Исследовать особенности туристических перевозок воздушным транспортом

– Изучить взаимодействие туристских организаций с авиакомпаниями Объектом исследования является туристские перевозки.

Методы исследования: аналитический, описательный, картографический.

Исходными материалами для исследования стали труды В.С Сенина Гуляева В.Г. Осипова О.Я.

1. Методические подходы к изучению туристских перевозок

Стандартная международная классификация средств транспорта, разработанная на основе предложений ООН, приведена в Рекомендациях по статистике туризма (ВТО, 1994 г.). Эта классификация может быть использована как для внутреннего, так и для международного туризма. Она состоит из двух уровней категории (вид транспорта) и разряда, определяющего транспортное средство (табл. 1)

По категориям транспорт подразделяется на воздушный, водный и сухопутный.

На воздушном транспорте существуют: авиационные рейсы, осуществляемые по расписанию воздушных пассажирских перевозок по установленным маршрутам; рейсы вне расписания (в основном чартерные и другие, не подчиняющиеся расписанию воздушных пассажирских перевозок), а также аренда летательных аппаратов с экипажем. При этом под чартером понимается любое пассажирское транспортное средство (авиационное, морское, речное, автомобильное), полностью арендуемое у перевозчика туристской фирмой для перевозки туристов.

Таблица 1. Классификация воздушного транспорта

Рейсы по расписанию

Рейсы вне расписания

Прочие воздушные перевозки

2. Развитие воздушного транспорта в истории туризма

2.1 Воздушный транспорт в Северной Америке

После окончания Первой мировой войны в США, Франции, Италии, Германии и других странах продолжалось строительство дирижаблей различных систем. Годы между Первой и Второй мировыми войнами отмечены существенным прогрессом в технологии дирижаблестроения. Первым аппаратом легче воздуха, пересёкшим Атлантику, стал британский дирижабль R34, который в июле 1919 с командой на борту совершил перелёт из Восточного Лотиана, Шотландия на Лонг-Айленд, Нью-Йорк, а затем вернулся в Пулхэм, Англия. В 1924 году состоялся трансатлантический полёт немецкого дирижабля LZ 126 (названного в США ZR-3 «Los Angeles»). В 1926 году совместная норвежско-итало-американская экспедиция под руководством Р. Амундсена на дирижабле «Норвегия» (N-1 «Norge») конструкции Умберто Нобиле осуществила первый трансарктический перелёт о. Шпицберген — Северный Полюс — Аляска. К 1929, технология дирижаблестроения продвинулась до весьма высокого уровня; дирижабль Граф Цеппелин в сентябре и октябре начал первые трансатлантические рейсы. В 1929 году LZ 127 «Граф Цеппелин» с тремя промежуточными посадками совершил свой легендарный кругосветный перелёт. За 20 дней он преодолел более 34 тысяч километров со средней полётной скоростью около 115км/ч.

Немецкие цеппелины вызывали большой интерес в 1920-е и 1930-е годы, и в 1930 году почтовое ведомство США выпустило специальные марки дирижабельной почты для использования во время панамериканского перелёта дирижабля «Граф Цеппелин».

Летом 1931 года состоялся его известный полёт в Арктику, а вскоре дирижабль приступил к выполнению относительно регулярных пассажирских рейсов в Южную Америку, продолжавшихся до 1937 года. Путешествие в дирижабле этой эпохи по комфортабельности значительно превосходило тогдашние (а в некоторых отношениях и современные) самолёты. В корпусе пассажирского дирижабля часто имелся ресторан с кухней и салон («Гинденбург» был даже оборудован небольшим, специально изготовленным для дирижабля облегченным роялем). Вес этого оборудования конечно пытались уменьшить, поэтому вместо ванн предлагался душ, и все, что можно, было сделано из алюминия, из него же был изготовлен и рояль на «Гинденбурге». Британский жёсткий дирижабль R101 имел 50 одно-, двух- и четырёхместных пассажирских кают со спальными местами, расположенными на двух палубах, столовую на 60 человек, две прогулочные палубы с окнами вдоль стен. Пассажирами использовалась в основном верхняя палуба. На нижней находились кухни и туалеты, а также размещался экипаж. Имелась даже отделанная асбестом комната для курения на 24 человека. На «Гинденбурге» имел место запрет на курение. Все, кто находился на борту, включая пассажиров, перед посадкой были обязаны сдавать спички, зажигалки и прочие устройства, способные вызвать искру.

Один из крупнейших дирижаблей в мире — американский «Акрон» номинальным объёмом 184 тыс. мі — мог нести на борту до 5 небольших самолётов, несколько тонн груза и теоретически был способен преодолеть без посадки около 17тыс.км. Авиационный транспорт в США очень развит. На него приходится более 40% всех мировых перевозок пассажиров. В Соединенных Штатах насчитывается почти 13 тысяч гражданских аэродромов. Крупнейшие из них – О Хара (Чикаго) перевозят ежегодно свыше 70 млн. пассажиров, Атланта – 64 млн., Даллас – Форт-Ворт – 55 млн. Протяженность регулярных авиалиний – 600 тысяч км. Самолетов различных видов насчитывается в США более 275 тысяч единиц. На внутренних и международных авиалиниях в 2000 г. перевезено более 950 млрд. пассажирокилометров. В США имеется ряд международных авиакомпаний: American Airlines, Delta Airlines, Continental Airlines, Eastern Airlines, Northwest Orient, TWA, United. В стране более тысячи аэропортов, крупнейшие международные аэропорты находятся в Вашингтоне, Нью-Йорке, Чикаго, Майами, Лос-Анджелесе, Сан-Франциско. Если в пункт назначения нет прямого маршрута, то пассажиры могут попасть туда при помощи стыковочных рейсов, которые выполняют самолеты большинства американских авиакомпаний. В табл. 2 сгруппированы данные по 11 крупнейшим авиакомпаниям США.Некоторые исследователи считают, что ежедневный авиарейс самолета на 100 мест в курортный район целесообразен, если там есть отели на 600 700 мест.

Таблица 2. Рейтинг крупнейших авиакомпаний США (по объему самолетного парка)

2.2 Воздушный транспорт в истории Европы

Считается, что эпоха дирижаблей кончилась в 1937 году, когда при посадке в Лэйкхёрсте сгорел немецкий пассажирский дирижабль-лайнер «Гинденбург». Гинденбург, а также более ранняя катастрофа дирижабля Winged Foot Express 21 июля 1919 в Чикаго, в которой погибло 12 гражданских лиц, отрицательно повлияли на репутацию дирижаблей как надёжных летательных аппаратов. Заполненные взрывоопасным газом дирижабли редко горели и терпели аварии, однако их катастрофы причиняли намного большие разрушения по сравнению с самолётами того времени. Общественный резонанс от катастрофы дирижабля был несравнимо выше, чем от катастроф самолётов, и активная эксплуатация дирижаблей была прекращена. Возможно, этого бы не случилось, если бы компания Цеппелина имела доступ к достаточному количеству гелия. Первым в истории авиации пассажирским самолётом стал российский «Илья Муромец». Самолёт конструкции Игоря Сикорского был оснащен комфортабельным салоном, рестораном, отдельными спальными комнатами и даже ванной. На «Муромце» имелось отопление и электроэнергия. Впервые самолёт поднялся в воздух 10 декабря 1913, в феврале 1914 был выполнен демонстрационный полёт с 16 пассажирами на борту. В июне того же года самолёт установил рекорд дальности, совершив перелет из Петербурга в Киев и обратно всего с одной промежуточной посадкой. В 1914 году «Илья Муромец» стал первым бомбардировщиком. Первая мировая война и Гражданская война в России прервали развитие российской гражданской авиации. Вторым пассажирским самолётом стал американский Ford Trimotor.

Он был оснащен тремя поршневыми моторами (два на подкосах и один на носу) и брал на борт 8 пассажиров. Trimotor производился с 1925 по 1933. Благодаря своей надёжности самолёт использовался ещё многие годы после окончания производства. В середине 30-х началось производство DC-3, ставшего самым массовым в истории пассажирским самолётом. Он производился в том числе и для нужд армии США и Союзников в годы Второй мировой войны как C-47 Skytrain (Dacota). Самолёт брал на борт 21-32 пассажира. DC-3 производился по лицензии и в СССР под обозначением ПС-84/Ли-2. Самым популярным самолётом в предвоенной Европе был Junkers Ju52/3m. Значительное распространение получили пассажирские гидросамолёты. По окончании войны для ведущих конструкторских бюро было характерно создание многомоторных пассажирских самолётов на основе планеров тяжелых бомбардировщиков. В 50-е годы началась эра реактивных авиалайнеров. Первым таким самолётом стал британский De Havilland Comet, поднявшийся в воздух 27 июля 1949. Однако после серии катастроф авиалайнер в 1954 был временно снят с рейсов и подвергнут серьёзной модернизации. Лидерство в области реактивной пассажирской авиации перешло к Советскому Союзу с авиалайнером Ту-104 (первый полёт 17 июня 1955) и США с Boeing 707 (первый полёт 15 июля 1954 года), созданными на основе военных самолётов. Дальнейшим развитием гражданской авиации стали широкофюзеляжные самолёты. Американский Boeing 747 был первым широкофюзеляжным самолётом, поднявшимся в воздух в 1969.

Самым большим широкофюзеляжным самолётом сверхбольшой вместимости стал двухпалубный Airbus A380, совершивший первый полёт 27 апреля 2005. В конце 60-х годов XX века появились и первые сверхзвуковые самолёты — советский Ту-144 и англо-французский Concorde. Впрочем, коммерческого успеха они не добились, став скорее символами престижа национальных авиационных отраслей. Ту-144 после нескольких катастроф был выведен из эксплуатации. Конкорд прослужил до 2003, но катастрофа в 2000 оказалась фатальной и для этого самолёта, также выведенного из эксплуатации. Современные пассажирские самолёты внешне мало отличаются от тех, что появились в 60-е годы. В наши дни основной акцент делается на совершенствование авиационных двигателей с целью повышения топливной эффективности и снижения уровня шумности, совершенствование авионики и облегчение конструкции планера за счет применения материалов нового поколения, в том числе на основе композитов. К концу второй мировой войны стало ясно, что после ее завершения начнется бурное развитие гражданской авиации. Уже тогда весь мир был готов пересесть на самый быстрый транспорт, способный с невиданной скоростью перемещать сотни тысяч людей. Однако такое воздушное передвижение нуждалось не только в организационном, но и в правовом оформлении, поскольку массовые перелеты из одной страны в другую и соответственно пересечение воздушными судами множества границ существенно затрагивали национальный суверенитет государств и могли повлечь нежелательные инциденты и даже конфликты. В связи с этим осенью 1944 года была создана Международная организация гражданской авиации- IСАО. Тогда в одном из отелей Чикаго на первую учредительную конференцию нового глобального объединения авиаперевозчиков собрались 700 делегатов из 52 стран. Эта организация со штаб-квартирой в Монреале до сих пор остается главным форумом авиаторов всего мира. Сейчас она объединяет 188 стран, официально именуемых Договаривающимися Государствами. С ноября 1970 года в IСАО вступил СССР, представители которого сразу вошли в состав руководящего органа – Совета. Это место потом перешло к Российской Федерации, а русский язык был признан одним из официальных языков организации.

Деятельность IСАО определяет Чикагская конвенция о гражданской авиации – юридический акт и основополагающий источник воздушного международного права. Тогдашним разработчикам Конвенции стоит отдать должное за создание столь всеобъемлющего и нестареющего документа, регламентирующего принципиальные вопросы и повседневную практику функционирования всемирного авиационного сообщества. Предвидя глобальное развитие воздушных перевозок, основателям IСАО удалось, в частности, избежать разнобоя, осложнившего в свое время установление единообразия в железнодорожном сообщении (право-левостороннее движение, широкая-узкая колея и тому подобное). Вся регламентация IСАО направлена на обеспечение безопасности полетов, авиационной безопасности (защита от терроризма) и максимальное упрощение процесса воздушных перевозок между государствами. Из многих специализированных учреждений, действующих под эгидой ООН, IСАО – не только самая многочисленная, но и наиболее эффективно действующая организация, обеспечивающая единообразие и порядок при перевозке по воздуху более 1,6 миллиарда пассажиров и 30 миллионов тонн грузов ежегодно.

Откликаясь на всемирный кризис воздушных сообщений последнего времени (когда только денежные потери авиаперевозчиков превысили 25 миллиардов долларов), по инициативе IСАО весной 2003 года была созвана Всемирная аэротранспортная конференция, обсудившая проблемы мировой гражданской авиации в целом, и в том числе – возможности либерализации воздушного транспорта. Последнее вовсе не означает отступления от главного принципа Чикагской конвенции – поддержания необходимого уровня безопасности полетов. Речь идет об упрощении определенных межгосударственных процедур. Что же касается возросшей угрозы воздушного терроризма, для которого крылатые лайнеры оказались чрезвычайно уязвимы, по инициативе IСАО в феврале 2002 года был принят Глобальный план действий по повышению авиационной безопасности. В нем, в частности, говорится, что на меры защиты от незаконного вмешательства в деятельность аэропортов, воздушных судов и систем управления воздушным движением до конца 2004 года будет потрачено 17 миллионов долларов. Это предполагает использование специального контрольного оборудования в аэровокзалах, установку и обязательное запирание в полете бронированных дверей кабины экипажа, а также систематические проверки международными экспертами соблюдения всех необходимых правил безопасности. В отличие от IСАО другое международное авиатранспортное объединение – IАТА (Международная авиатранспортная организация), основанная еще в 1919 году, занимается финансовым управлением авиаперевозками. Система клиринговых расчетов, например, позволяет авиакомпаниям управлять финансовыми потоками централизованно. За год через финансовую палату IАТА проходит 34 млрд. долларов США, перечисляемых более чем 300 авиакомпаниями. Система взаиморасчетов по продаже пассажирских перевозок упрощает процесс выдачи билетов, позволяет снизить расходы, связанные с их реализацией. Кроме того, IАТА является законодательным и консультативным органом по всем вопросам, связанным с тарифами на международные авиаперевозки, а также составляет прогнозы по объемам пассажирских перевозок, развитию сети маршрутов, планам реконструкции и развития аэропортов, а еще устанавливает стандарты по обслуживанию пассажиров и их багажа в аэропортах

Читайте также:  Пхукет или Самуи, что лучше по отзывам туристов

Рейтинг Европейских авиакомпаний дальнего зарубежья

В табл. 3 сгруппированы данные по 11 европейским авиакомпаниям. (по объему самолетного парка).

самолет туристический широкофюзеляжный

Таблица 3. Рейтинг Европейских авиакомпаний дальнего зарубежья (по объему самолетного парка)

Роль авиатранспорта в туризме

Туризм полностью зависит от транспорта, его безопасности, скорости и удобств, предоставляемых туристу во время его передвижения. Согласно статистике темпы роста популярности авиатранспорта выше, чем автотранспорта, что обусловливается все большим расширением географии путешествий и существующей устойчивой тенденцией к сокращению сроков путешествия в пользу их частоты (рост краткосрочных туров на дальние расстояния). Все это вызывает пристальное внимание туристского бизнеса к авиационным перевозкам. Самолеты – самый популярный вид транспорта в мире.

  • * во-первых, авиация – самый быстрый и удобный вид транспорта при переездах на дальние расстояния;
  • * во-вторых, сервис на авиарейсах в настоящее время имеет привлекательный для туристов вид;
  • * в-третьих, авиационные компании напрямую и через международные сети бронирования и резервирования выплачивают туристским агентствам комиссионные за каждое забронированное в самолете место, мотивируя их тем самым выбирать авиаперевозки.

Для организации авиационных путешествий советам по туризму и экскурсиям, бюро путешествий и различным туристским фирмам необходимо:

  • – спланировать и составить маршрут путешествия;
  • – заключить между туристско-экскурсионными организациями соглашения и договора о направлении и приеме туристских групп в соответствии с утвержденными графиками;
  • – осуществить взаимосвязь между экскурсионными организациями и транспортными предприятиями.

Для массовых туристских перевозок, как правило, используется авиачартер (англ., charter– зафрахтованное судно), т.е. аренда фирмой – туроператором самолета конкретной авиакомпании на определенный срок: один рейс, месяц, сезон, круглогодично и др. В этом случае фирма предлагает компании удобный для туристов график перевозки, а также несет риск заполнения самолета туда и обратно. Самолеты могут использоваться, как чартерные специально или арендованы на регулярных авиалиниях. Чартерными перевозками пользуются крупные фирмы-туроператоры, полностью выкупающие арендованные места; в ряде случаев они сдают в субаренду блок-места более мелким фирмам.

Виды чартерных рейсов:

Закрытый чартер – за перевозку своих сотрудников полностью платит организация, покупающая чартер. в общем объеме чартерных рейсов занимает незначительный процент.

Целевой чартер. Это перевозка специализированных групп пассажиров, объединенных какой-либо целью: футбольные болельщики, спортсмены, летящие на крупные международные соревнования; члены профессиональных ассоциаций, участники фестивалей, паломники и т. п. Заказчиком чартера является организация, которая частично может оплатить своим членам перевозку.

Инклюзив-тур чартер. -это перевозка туристов, организованная и оплаченная турфирмой. При этом стоимость билета включается в стоимость тура. Перелет в таком случае обходится туристам достаточно дешево, поскольку цена авиабилета при авиачартере на 30 –50 % ниже по сравнению с самыми дешевыми льготными тарифами. Инклюзив-тур чартер и целевой чартер являются наиболее распространенными видами авиаперевозок на чартерном рынке.

Блок-чартер. предполагает покупку заказчиком только части коммерческой емкости самолета (20 — 30 мест) на регулярном рейсе. При этом оплата осуществляется, как правило, за весь блок мест независимо от того, будут использованы все купленные места или нет. Блок-чартер используется обычно в том случае, если у турфирмы недостаточно туристов, чтобы арендовать самолет полностью.

Нецелевой чартер. – перевозка, при которой группа авиапассажиров подбирается вне зависимости от цели путешествия. Организатором такого вида перелета может быть какая-либо транспортная компания, выступающая как посредник при пассажирских перевозках из одного пункта в другой.

Сплит-чартер. наиболее сложный вид перевозки пассажиров, которая осуществляется регулярными и нерегулярными рейсами на разных участках маршрута. При этом в формируемую группу могут входить пассажиры, направляющиеся в разные конечные пункты.

Осуществление чартерного маршрута требует очень большой подготовительной работы: планирование маршрута, заполнение холостых пролетов, получение всех разрешений на воздушный коридор, обеспечение минимально допустимой стоянки в аэропорту прибытия и отправления и др.

Чартерные рейсы имеют определенную географию и ярко выраженную сезонность.Все это должно быть хорошо спланировано: должен быть разработан специальный маршрут чартерного рейса, по возможности следует избегать холостого пролета, иметь разрешения на воздушный коридор и др.

Виды спортивного туризма

Экстремальный отдых, от которого захватывает дух, улучшается настроение и самочувствие, становится все более популярным – путешественников интересуют все виды спортивного туризма и их характеристика, чтобы найти развлечение по душе.

Хотя такой отдых и имеет некоторые проблемы, требует подготовки, связан с риском, он позволяет не просто убежать от суеты, а получить всплеск адреналина, по сути – даже заново родиться!

Спортивный туризм – это множество увлекательных, сложных, азартных и иногда рискованных способов провести время. Для многих туристов-спортсменов – это не развлечение, а образ жизни.

Когда мы говорим о спортивном туризме, то часто имеем в виду активный отдых, но не реже — экстремальный отдых, связанный с потенциальной опасностью и риском. Это всегда соревнование, преодоление препятствий. Как же экстремальный туризм соотносится со спортом?

История и перспективы развития спортивного туризма

Развитие спортивного туризма в России связано с именем Петра Первого – именно он, находясь в Германии, совершил восхождение на гору Броккен в туристических целях. Возвратившись на родину, император всячески поощрял спорт, хотя в царские годы это направление и не получило должной популярности. Состоятельных дворян манили развлечения, оздоровительный отдых, а спорт оставался на вторых ролях.

Спортивный туризм в мире преследовал не рекреационную, а практическую цель – географы и исследователи изучали горные ландшафты, растительность, воду озер, скрытых от глаз человека. Перспективы развития спортивного туризма уже тогда были весьма значительными, а в годы советской власти влияние этого направления только усилилось.

В СССР придавали особое значение спортивному туризму, он был ориентирован на молодежь. Отдых совмещали с работой, активными играми – чаще командными соревнованиями. Спорт не был связан с экстримом, его главная задача – сплотить народ, улучшить его физическую подготовку.

И тогда, и сегодня функции спортивного туризма включают:

  • Оздоровление – восстановление духовных и физических сил, улучшение самочувствие, зарядка энергией. Человек, который занимается спортом, болеет реже, ему не страшны многие патологии;
  • Совершенствование тела – конечно, можно улучшить формы и в спортзале, но на природе, свежем воздухе это удастся сделать значительно быстрее, а польза будет выше;
  • Общественное воспитание – актуальность спортивного туризма в том, чтобы сформировать личностные качества человека. Привлекая ребенка к такому виду деятельности, можно воспитать самодостаточного и активного гражданина.

Путешествия с целью спортивных развлечений помогают улучшить умственное развитие, повысить общественную активность, уровень культуры населения.

Каковы современные тенденции развития спортивного туризма? Этот вид отдыха становится все более популярным, туристы уже не едут в другие страны и на удаленные курорты, чтобы провести время с пользой. Даже в условиях городской среды можно экстремально отдохнуть. Правда, всеобщая доступность провоцирует и проблемы спортивного туризма – люди необоснованно рискуют, отправляются в сложные туры без подготовки, получают травмы. Отсутствие профессионалов в этой отрасли, своеобразных гидов, которые бы могли направить путешественников в нужное русло, помочь и подсказать – вызывает определенные сложности с популяризацией такого отдыха.

Разновидности спортивного туризма

Сущность и основные особенности спортивного туризма определяют направления отдыха. Главное в таких путешествиях – не проверить свой организм на выносливость, а действительно отдохнуть. Взбираясь на гору или спускаясь по быстрой реке, нельзя забывать о том, чтобы полюбоваться пейзажами, сделать фото на память, насладиться тишиной или весельем в компании друзей.

Существует общепринятая классификация спортивного туризма на несколько видов:

  • Пешеходный – им можно заниматься в любом месте, передвижение по маршруту осуществляется без использования техники. Отправиться на прогулку можно в парк, лес, к водоему;
  • Лыжный – организация такого спортивного туризма возможна только в зимний период, когда есть снег;
  • Горный – пеший поход, осложненный высокогорьем, требует выносливости, подготовки, сноровки;
  • Водный – сплав по рекам, прогулки на яхтах и другой отдых на воде, сюда же входит и плавание;
  • Спелеотуризм – маршрут проходит в подземельях, пещерах, образованных природой или в ходе строительных, добывающих работ;
  • Наземный – характеристика спортивного туризма этого вида включает передвижение на велосипедах, мотоциклах, автомобилях и другой технике. Такой отдых доступен каждому человек.

Цели и задачи спортивного туризма – получить максимум эмоций! Сюда можно привлечь даже детей – малыши охотно катаются на лыжах, проводят время на рыбалке, катаются на лошадях, плавают. Прививая любовь к путешествиям и спорту с детства, удается вырастить здоровых телом и духом людей. Плюсов у спортивного туризма значительно больше, чем минусов, и хотя он связан с риском, такой отдых привлекает все новых поклонников.

Российский спортивный туризм имеет некоторые особенности. Наши соотечественники отличаются тягой к риску, любят экстремальные виды спорта. В числе классических развлечений активного населения – пеший отдых, рыбная ловля, путешествия за грибами, вылазки на природу. Люди хотят не тратить много денег на спорт, поэтому выбирают бюджетные развлечения.

Экстремальные и активные виды туризма

Что такое экстремальный туризм? Это отдых, от которого захватывает дух, кровь стынет в жилах, а у разумного человека возникает только одно чувство – страха. Впрочем, такие путешествия популярны не только у людей, которые хотят свести счеты с жизнью, целевая аудитория экстремального туризма – молодежь и взрослые люди, которым скучно. Такой отдых может понравиться и вам, если:

  • привычное лежание на пляже и купание в море порядком надоело, хочется чего-то необычного;
  • ваша жизнь скучная и серая – с работы приходите домой, ужинаете, ложитесь спать, потом встаете, и каждый день похож на предыдущий;
  • вас всегда тянули острые ощущения, необдуманные поступки, развлечения, которые хотелось скрыть от родителей;
  • вы хотите вспомнить яркую и насыщенную молодость, полную приключений, веселья и невероятного отдыха;
  • хотите удивить друзей необычными фотографиями. Сегодня впечатлить кого-то снимками на фоне Эйфелевой башни или турецкого пляжа трудно, а вот фото из пещеры или с вершины горы точно не оставит равнодушным.

Цель экстремального туризма – насладиться непередаваемыми ощущениями, побывать в местах, куда остальные люди боятся поехать, испытать собственное чувство страха. Классификация экстремального туризма включает множество его видов:

  • автомобильный туризм – идеально, если вы едете в незнакомую местность, не берете карту и навигатор. Такой экстремальный туризм подходит даже для детей (подростков);
  • альпинизм – преодолеть все препятствия и оказаться на вершине – приятное занятие. Правда, весьма трудное;
  • индустриальный туризм – особенностью этого экстремального туризма является исследование городских и заброшенных объектов. Ветки метрополитена, бомбоубежища, разрушенные заводы и недостроенные больницы – интерес представляют загадочные и эпичные места;
  • автостоп – бесплатный вид туризма, при котором передвижение осуществляется на попутных машинах. Плюсом этого отдыха является и то, что можно поговорить с совершенно незнакомыми людьми – излить душу, узнать интересные истории;
  • выживание в дикой природе – популяризация этого вида экстремального туризма идет достаточно активно. Смысл заключается в том, что одного путешественника или группу людей высаживают в дикой местности, вдали от людей – их цель – выжить и добраться до дома;
  • квесты и ролевые игры – предполагают искусственно созданную среду для развлечений. Необходимо найти разгадку, ключи, решить сложные задачи, на пути могут подстерегать ловушки и препятствия.

История возникновения экстремального туризма, казалось бы, довольно новая – популярностью такой отдых пользуется сравнительно недавно. Но даже века назад охота знатных людей с целью развлечься была как раз таким отдыхом – всегда присутствовал риск нападения диких животных.

Виды экстремального туризма в мире это:

  • наземный и активный отдых;
  • водный спортивный туризм;
  • прекрасный и насыщенный отдых в горах;
  • экстрим в воздухе – уникальный и невероятный.

Наземный активный отдых – выбираем средство передвижения!

Уже давно стали классическими велотуризм, мототуризм и конный туризм.

Автотуризм – не просто путешествие на автомобиле. Это экспедиция по спланированному маршруту, с препятствиями разных категорий сложности и их прохождением. Его «потомком» стал джиппинг, поклонники которого рьяно колесят лесные, горные, болотистые, песчаные местности и иное бездорожье на внедорожниках.

Многообразие водного спортивного туризма

Пожалуй, «водники» — самая пестрая категория туристов, поскольку существует очень много видов туризма на воде:

  • Яхтинг – кто хоть раз не мечтал о такой речной или морской прогулке под парусом!
  • Водные лыжи – спорт, при котором гладь воды экстремал покоряет на особой лыже, движущейся за катером и соединяемой с ним тросом.
  • Дайвинг — погружение на 40 глубину с аквалангом в гидрокостюме. Кажется, попробовать успели уже все!
  • Аквабайк – это гонки на гидроциклах.
  • Вейкбординг – удачное и эффектное сочетание водных лыж, серфинга и даже сноуборда. Снарядом выступает широкая доска.
  • Парасейлинг – спортсмена буксирует катер с помощью троса, и он парит в это время на парашюте.
  • Виндсерфинг – отпочковался от парусного спорта. На овальную доску крепится парус.
  • Серфинг – собственно, тоже катание на волнах, но уже без паруса и ветра.
  • Каякинг — сплавы «одиночек»: каяк – это малое одноместное судно.
  • Рафтинг — сплавы по горным рекам на рафтах (они бывают рассчитанными на разное количество мест, представляют собой каноэ или подобие плота).
  • Кайтсерфинг – напоминает виндсерфинг, но движение достигается за счет управляемого воздушного змея.
Читайте также:  Базы отдыха в Подмосковье с отдельными домиками - цены, отзывы

Отдых в горах – каким он может быть?

Экстремальный туризм для многих путешественников немыслим без гор.

  • Альпинизм – это классика экстрима: восхождения не просто проверяют человека на физическую прочность, это еще и огромный труд, испытание воли, психики, этики. Скалолазание не обязательно связано с покорением пиков, но близко к альпинизму, как ни один другой вид спорта.
  • Горнолыжный спорт и сноуборд хороши «уживаются» рядом друг с другом.
  • Каньонинг – сравнительное новшество. Это преодоление сухих или обводненных ущелий, каньонов, без плавательных суден, но пешком или с помощью альпинистского и иного снаряжения.
  • Спелеотуризм предназначен для тех, кому интересны каменные подземные своды, уходящие на много метров вглубь земли.

Экстрим в воздухе и его виды

Полеты на воздушных шарах – пожалуй, самый «древний» вид спорта на воздухе, но от того не менее романтичный и привлекательный.

  • Дельтапланеризм – парение в воздушных потоках на особом летательном аппарате.
  • Парашютизм – прыжки с каждым годом приобретают все новые и новые возможности, виды.
  • Скайсерфинг – разновидность парашютного спорта, прыжки с выполнением фигур в парении, с использованием лыжи.
  • Бейсджампинг – тоже прыжки с парашютом, но в нетипичных местах: с вершины небоскреба, скалы и пр.
  • Роуп-джампинг – это прыжок с высоты, когда экстремала от падения удерживает только веревка и снаряжение для амортизации.
  • Вингсьютинг – парение в специальной одежде, «имитирующей» перепонки крыльев летучей мыши.

Перспективы развития экстремального туризма самые радужные. Уже пресытившихся путешественников все чаще привлекает активный отдых, они ищут острых ощущений и не перед чем не останавливаются. Порой необоснованный риск заканчивается плачевно, но это вызывает еще больший всплеск популярности у «гиблых» мест.

Положительные и отрицательные стороны экстремального туризма

Спортивно-экстремальный туризм имеет ряд достоинств, которые и обеспечивают его популярность. Такой отдых способен решить несколько задач:

  • Провести время насыщенно и необычно;
  • Получить выброс адреналина, что в обычных условиях невозможно или трудно;
  • Улучшить свое здоровье, так как требуется серьезная подготовка, физическая активность.

Проблемы и перспективы экстремального туризма имеют и некоторые недостатки. Так, эта отрасль отдыха развита недостаточно хорошо: лишь единичные турфирмы предлагают отдых «с огоньком», чаще людям приходится самостоятельно организовывать свой досуг. Как итог, непрофессиональные действия приводят к негативным последствиям.

Безопасность – еще одна проблема в экстремальном туризме. Этот отдых всегда связан с риском, можно травмироваться, лишиться жизни, быть втянутым в неприятности. И ожидаемый прекрасный отпуск превратится в кошмар – к сожалению, такие случаи нередки. Но не стоит так драматизировать: актуальность экстремального туризма повышается с каждым днем. Это значит, что для любителей в скором времени найдется все больше развлечений и способов, как себя занять.

Самые экстремальные места для туризма на сегодня это:

  • Туры в Чернобыль в Украине – особенно, нелегально, пробравшись в зону отчуждения скрытно;
  • Дорога смерти в Боливии – имеет дурную славу, но ее популярность от этого только растет;
  • Сак Актун в Мексике – огромная пещера, затопленная водой, настоящий рай для дайверов;
  • Пещера Ласточек в Мексике – пользуется интересом у бейсджамперов. Взобравшись к входу в пещеру и обвязавшись веревкой, нужно прыгнуть вниз, получив колоссальный выброс адреналина;
  • Поселение Аркаим в Челябинской области – здесь обнаружены руины древнего города, где на собственном примере можно убедиться, что человек – лишь песчинка в безграничной истории цивилизаций;
  • Кольский полуостров в Мурманской области – тут отлично развит туризм, создано много пеших маршрутов со спусками в ущелье и полосами препятствий. Кроме того, есть и многочисленные достопримечательности – древние лабиринты, церкви, наскальные рисунки.

Экстремальный туризм в мире все более популярен, а тенденции его развития – повышение риска, добавление остроты ощущений. И если вы думаете, что такой отдых не для вас, кто знает, попробовав единожды, возможно, вы уже не сможете остановиться?

Особенности воздушного транспорта

Воздушный транспорт в туристских перевозках

Воздушный транспорт России играет значительную роль в пассажирских перевозках. Значительная роль воздушного транспорта в пассажирских перевозках объясняется большими расстояниями перевозок, недостаточной развитостью транспортной инфраструктуры в некоторых районах.

Технико-экономические особенности воздушного транспорта:

1. Большая скорость перевозок грузов и пассажиров;

2. Высокая мобильность и автономность в полете;

3. Отсутствие сложной транспортной инфраструктуры;

4. Открытие новых авиалиний не требует соответствующих строительных работ и не вызывает больших финансовых затрат;

5. Возможность значительно сокращать путь следования за счет спрямления трассы полета;

6. Организация сквозных беспересадочных сообщений;

7. Малая грузоподъемность и пассажировместимость сопутствующих типов авиационной техники;

8. Большая беспосадочная дальность полета.

География перевозок пассажиров определяется следующими факторами:

1. характером заселения и освоения различных частей страны, численностью населения районов тяготения, территориальной организацией систем городского расселения;

2. размещением крупных курортных зон и зон массового отдыха;

3. масштабами и направлениями международных перевозок;

4. транспортной подвижностью населения разных районов страны;

5. числом пунктов, охваченных сетью воздушного сообщения и расстояниями между ними;

6. условиями перевозок (тарифы, регулярность, комфорт, частота рейсов и др.).

В настоящее время в России функционирует 167 авиакомпаний 330 аэропортов, из которых более 52 имеют федеральное значение и 68[4] имеют статус международных.

Перед воздушным транспортом стоят следующие задачи:

1. повышение грузоподъемности, пассажировместимости и скорости самолетов;

2. улучшение технического оснащения аэропортов;

3. обеспечение безопасности полетов;

4. налаживание регулярных авиационных линий в восточных и северных районах страны;

5. коренное обновление существующего авиационного парка и освоение новых типов самолетов;

6. улучшение качества обслуживания пассажиров в процессе перелета;

7. расширение международных перевозок.

Согласно статистике темпы роста популярности авиатранспорта выше, чем автотранспорта, что обусловливается все большим расширением географии путешествий и существующей устойчивой тенденцией к сокращению сроков путешествия в пользу их частоты. Самолеты – самый популярный вид транспорта в мире. Это же можно сказать и об авиаперевозках в туризме. Преимущества авиатранспорта:

  1. авиация – самый быстрый и удобный вид транспорта при переездах на дальние расстояния;
  2. сервис на авиарейсах в настоящее время имеет привлекательный для туристов вид;
  3. авиационные компании напрямую и через международные сети бронирования и резервирования выплачивают туристским агентствам комиссионные за каждое забронированное в самолете место, мотивируя их тем самым выбирать авиаперевозки.

Крупнейшими авиакомпаниями мира по количеству перевозок считаются американские «Delta Air lines», «Pan Amerikan», «United», французская «Air France», немецкая «Lufthansa», британская «British Airways» и др. Крупной авиакомпанией считается российский «Аэрофлот».

Систему международного воздушного транспорта составляют не только международные авиаперевозчики и аэропорты, но и государства, связанные международными воздушными линиями и обеспечивающие эти сообщения, а также международные организации в области воздушного транспорта, принимающие меры к обеспечению его эффективного функционирования и безопасности.

Сеть международных перевозок в настоящее время охватывает все географические регионы и более 150 государств мира.

Воздушный транспорт регулируется тремя способами:

1) национальное регулирование – лицензирование авиаперевозчиков, работающих как на внутренних, так и на международных маршрутах;

2) межправительственное регулирование – когда регулярные воздушные маршруты основываются на соглашениях между правительствами соответствующих стран;

3) международное регулирование – когда тарифы на регулярные авиарейсы устанавливаются (для членов авиалиний) на основе взаимных договоров между участвующими авиакомпания ми при посредничестве Международной ассоциации воздушного транспорта (International Air Transport Association, IATA) или третьего лица.

Одним из видов международного регулирования авиаперевозок являются планы создания пула, соединяющего авиакомпании, действующие на определенных международных маршрутах.

Пул-договор соединяет авиакомпании, действующие на одних международных маршрутах, в целях оптимизации расписания движения самолетов, уменьшения направления и регулирования пассажиропотоков в пиковые часы и периоды, а также в целях увеличения прибыли на этих маршрутах и ее дальнейшего распределения между авиалиниями.

Пул-договоры часто заключаются между авиакомпаниями, не сравнимыми по величине, для того, чтобы обеспечить им наилучшие провозные возможности и прибыли. Финансовые соглашения между перевозчиками, объединенными в пул, обычно лимитируют максимальный размер выручки, передаваемой от одного перевозчика к другому, для уменьшения возможности поддержки правительством неэффективных перевозчиков. В некоторых странах, однако, пул-договоры на сегодня запрещены (например, в США).

Международное регулирование авиаперевозок осуществляется на основе международных соглашений, подписанных между странами за много лет.

Варшавская конвенция 1929 г. была первым общим соглашением между авиакомпаниями, касающимся вопросов обеспечения ответственности авиакомпаний за безопасность пассажиров в случае их смерти, ранений или потери багажа во время перевозки. (Монреальским протоколом в дальнейшем было определено, что максимальная ответственность будет периодически пересматриваться в силу инфляционных процессов. На сегодня ответственность авиакомпании перед пассажиром составляет максимально 20 тыс. долл. США.) Это соглашение является основой для страхования пассажиров, почты и багажа на международных авиаперевозках.

Чикагская конвенция по гражданской авиации 1944 г., в дискуссии по принятию которой принимали участие 80 стран, содержит соглашение по стандартизации миграционных процедур воздушного сервиса между странами. Эти принципы были приняты для обеспечения основы для двусторонних соглашений между странами. В соглашении было оговорено не регулировать чартерные перевозки, разрешая странам применять индивидуальное регулирование и условия, по которым они принимают и обслуживают чартерные рейсы.

Бермудское соглашение 1946 г. – англо-американское по трансатлантическим рейсам – регулировало двусторонние соглашения по этим маршрутам. В 1977 г. Бермудское соглашение было пересмотрено (и ратифицировано в 1980 г.), в 1986 г. новое соглашение расширило фактическую нагрузку на маршруты через Атлантику, ограниченную двумя британскими и двумя американскими перевозчиками.

Поскольку воздушный транспорт с каждым годом занимает все более прочные позиции в общемировой транспортной системе, уже давно возникла необходимость в его общемировой координации и регулировании. Этими вопросами занимаются международные авиационные организации. Рассмотрим наиболее влиятельные и известные из них.

Международная организация гражданской авиации (International Civil Aviation Organization) – ICАО – одна из первых наиболее солидных и авторитетных мировых структур. Членами ICАО являются 183 государства. ICАО работает в тесном контакте с другими организациями, такими, как United Nations Community, World Meteorological Organization, International Union of Electrical Communications, World Post Union, World Health Organization, International Sea Organization.

Международная ассоциация воздушного транспорта (International Association of Air Transportation) – IATA – создана для координации действий мировых авиакомпаний, направленных на обеспечение безопасности и повышение эффективности воздушных перевозок во всех регионах земного шара. Основанная в 1919 г. и преобразованная в 1945 г. IATA представляет собой профессиональную ассоциацию авиационных компаний, осуществляющих международные рейсы. Главная функция, выполняемая Ассоциацией, – упорядочение международного коммерческого авиационного сообщения, введение единых для всех членов правил и процедур и установление согласованных тарифов на пассажирские перевозки на международных маршрутах. На сегодняшний день членами ИАТА являются 265 авиакомпаний, которые осуществляют 94 % всех международных рейсов.

IOSA(IATA Operational Safety Audit) – программа аудита эксплуатационной безопасности авиакомпаний Международной Ассоциации Воздушного Транспорта, которая предназначена для оценки систем эксплуатационного управления и контроля воздушных перевозчиков.

Сегодня IOSA – это передовой гармонизированный стандарт всей мировой авиационной индустрии в области осуществления авиаперевозок и обеспечения их безопасности. IOSA постоянно поддерживается в актуальном состоянии, дорабатывается, оценивается и актуализируется в соответствии с изменяющимися требованиями авиационной отрасли и регламентирующими документами. Согласно требованиям IATA все авиакомпании-члены IATA должны пройти аудит IOSA. Руководство по стандартам IOSA включает в себя более 1 тыс. требований, соответствие которым должна подтвердить авиакомпания во время прохождения аудита.

Сертификат IOSA представляет собой своего рода «пропуск» в международные альянсы крупнейших авиакомпаний мира и является обязательным условием членства в IATA. Признание безопасности работы на международном уровне гарантирует более высокий статус авиаперевозчика как на внутреннем рынке, так и на рынке международных авиаперевозок.

Основной движущей силой развития гражданского самолетостроения является необходимость непрерывного снижения себестоимости воздушных перевозок. Эксплуатация гражданского самолета должна приносить прибыль, которая получается как разность между тарифами на авиаперевозки и себестоимостью этих перевозок:

П = Д – а,

где П – получаемая прибыль; Д – тариф; асебестоимость перевозок.

Существует несколько методик определения себестоимости перевозок, однако в основе всех методик лежит одна и та же закономерность, выражаемая следующей формулой:

где

а – себестоимость перевозок, р./(т км);
A – расходы на эксплуатацию самолета в течение одного летного часа, р./ч;
kк.н.коэффициент коммерческой нагрузки (коэффициент загрузки самолета), учитывающий возможность неполной загрузки самолета в зависимости от времени года (сезонности перевозок) и направления полета по разным маршрутам;
mк.н. – масса коммерческой нагрузки самолета, т;
Vpрейсовая скорость полета самолета (средняя скорость полета с момента старта на ВПП аэродрома взлета до конца пробега по ВПП аэродрома прибытия), км/ч;

относительная доля общего числа кресел, занятая пассажирами

Дата добавления: 2014-12-27 ; Просмотров: 6248 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Добавить комментарий