О Ростральных колоннах в Санкт-Петербурге: история создания, описание, адрес

Историческая справка

Один питерский поэт однажды написал: «Как звёзды на погонах горят огни в ночах — Ростральные колонны на Питерских плечах. » Вообще, к этим уникальным петербургским памятникам архитектуры литераторы обращались нередко.

Вид колонн также пробуждал творческий порыв и у художников.

Порой они, кроме того, несли и функцию маяков. Отмечу, что в России подобные сооружения имеются не только в Петербурге, но также во Владивостоке и Томске.

Ростральные колонны

Архитекторы:Тома де Томон Ж.-Ф.
Год постройки:1805-1810
Стиль:

Ростральные колонны

Стрелка ВО. Биржевая пл., 4х

1805-1810 – арх. Тома де Томон Ж.-Ф.

1926-1928, 1947-1949, 1997-1998 – реставрация

Ростральные колонны – один из символов Санкт-Петербурга – являются неотъемлемой частью ансамбля Стрелки Васильевского острова. Возведены по проекту арх. Ж.-Ф. Тома де Томона одновременно с центральным зданием Биржи в 1805-1810 гг. (торжественное открытие Биржи состоялось в 1816). Две монументальные колонны дорического ордера установлены у спуска к Неве, по сторонам полукруглой площади перед зданием Биржы. Они должны были служить маяками и вместе с тем подчеркивать значение Биржевого здания как центра Петербургского порта. Ростральные колонны являются и памятником военно-морской славы России.

Для составления проекта нового облика Стрелки ВО Тома де Томону потребоваось несколько лет поисков. При работе над архитектурным ансамблем он создал несколько разных вариантов её образа. Композиционная идея центрально расположенного здания Биржи и фланкирующих его Ростральных колонн возникла уже в 1801 г. Долго и тщательно архитектор работал над выверением пропорций Ростральных колонн. В первоначальном проекте колонны носили декоративный характер, были небольшими по размерам. В дальнейшем Ростральные колонны были отодвинуты от здания Биржи, увеличен их размер, введен скульптурный декор. Окончательный проект был утвержден 26 февраля 1804 г. После утверждения проекта была создана “Комиссия по построению биржевого здания и обложеню невского берега камнем” во главе с Н. П. Румянцевым. Монументальным сооружениям ростральных колонн придавалось огромное значение. Об этом говорит тот факт, что все работы по их проектированию и строительству проводились под руководством Совета Академии художеств, возглавляемым А. Д. Захаровым.

Основные работы по строительству биржевого ансамбля закончились в 1810 г.

Патерсен Б. 1807.
Стрелка Васильевского острова
от спуска к Неве на Дворцовой наб.

Ческий И. 1816 г.
Вид Стрелки Вас.острова
в Санкт-Петербурге с Невы.

Галактионов С. Ф. 1820.
Биржа с маяками.

Васильев Т. А. 1821.
Здание Биржи с ея маяками.

Бронштедт Л. 1847 г.
Вид стрелки Вас.острова.

Зимнее воскресенье на Неве.
Русский Художественный Листок Тимма

Ростральные колонны (от лат. rostrum – нос корабля) – монументальные памятники, символизирующие морские победы, морское могущество страны. Традиция установки Ростральных колонн восходит к Древнему Риму. Ростральные колонны в России получили распространение в период классицизма.

Ростральные колонны появились на Стрелке Васильевского острова в 1810 г. Считается, что одна из них была маяком для судов на Малой Неве, другая – указывала путь в Большую Неву. Маяки зажигались ночью и в туман, и служили до 1885 г., когда торговый порт был переведен на Гутуевский остров.

Высота каждой колонны 32 м. Колонны украшены металлическими скульптурными изображениями ростр – носовых частей кораблей и изображениями якорей. У подножий Ростральных колонн 4 скульптуры. Скульптура выполнена из пудостского камня. На вершинах на квадратных площадках установлены металлические треножники с чашами-светильниками. Доступ к чашам – по винтовым лестницам, устроенным внутри колонн. Колонны покоятся на ступенчатых гранитных основаниях, которые одновременно служат постаментами каменных изваяний.

В определении наименования фигур у подножия Ростральных колонн отсутствует единство мнений. Утверждение, что здесь представлены аллегорические изображения, олицетворяющие четыре русские реки (у южной – “Волхов” и “Нева”, у северной – “Днепр” и “Волга”), не подтверждается документами и возникло относительно недавно. Сам Тома де Томон писал, что “база каждой колонны украшена огромными фигурами, которые символизируют божества моря и коммерции”. Атрибуты скульптур достаточно скупы, и ни один из них не может подтвердить или полностью опровергнуть версию о том, что перед нами аллегории конкретных четырех рек. Лишь тематическое согласование со скульптурным оформлением Биржи и некоторые атрибуты говорят в пользу этой точки зрения – одна из мужских фигур правой рукой сжимает рулевое весло, а левая покоится на сосуде, из которого струится вода. Мужчина у второй колонны левой рукой опирается на лот. Обе женщины изображены с мореходными атрибутами; одна из них держит еще и рог изобилия, наполненный фруктами.

Томон предполагал отлить все украшения Ростральных колонн к из чугуна, но никто не взялся за такую сложную работу. Поэтому в 1809 г. было решено сделать скульптуры из пудостского камня, а трофеи из железа. Пудостский камень добывался в каменоломнях под Санкт-Петербургом, недалеко от Гатчины, в местечке Большая Пудость. Структура этого камня не допускает детальной проработки мелких объемов и полировки поверхности.

Для создания скульптурного убранства Ростральных колонн “Комиссия . ” обратилась в Академию художеств. Совет АХ решил поручить этот заказ скульпторам В. И. Демут-Малиновскому, С. С. Пименову, А. С. Анисимову, И. А. Кащенкову, И. И. Воротиловау, И. И. Теребенёву, П. П. Соколову, М. П. Александрову и И. М. Моисееву. Но запрошенная ими цена показались академии высокой, и был объявлен конкурс. Желающие выполнить скульптурные группы за меньшую цену нашлись. Позднее удалось установить авторов скульптур. Аллегорические статуи изготовлены по моделям скульптора из Антверпена И. Камберленом (Днепр) и француза Ж. Тибо (Нева, Волхов и Волга), с которыми был хорошо знаком Тома де Томон. Мужская фигура на северной колонне – работа Ж. Камберлена отличается от остальных большей динамичностью и сложностью силуэта. ? Выполнение в 1809-1811 гг.

Триумфальные колонны традиционно ассоциируются с мощью и силой. Олицетворением этих качеств стали монументальные фигуры, помещенные у подножия колонн. Примечательна композиция и пластика фигур, рассчитанная на обзор издалека. Все фигуры сидят в почеркнуто застывшей позе, угадывается лишь сдержанная внутренняя динамика. Формы выявленны обощенно. В композиции фигур сохранено ощущение каменного блока, что почеркивает монументальность фигур.

Кирпичная кладка Ростральных колонн и каменотёсные работы при строительстве Ростральных колонн были выполнены артелью мастера С. К. Суханова. Производство якорей и ростов было поручено кузнецам Шапову, Васильеву и Королькову.

Главным украшением Ростральных колонн являются ростры. С античных времен якори и ростры служили трофеями, добытыми в морских сражениях. На стволе каждой колонны симметрично в 4 яруса укреплены по 8 корабельных ростр с различными украшениями. Самая крупная их пара расположена внизу колонны. Одна носовая часть обращена к Бирже, а другая – к реке. Ростры украшает фигура речного божества – наяды. Другая пара ростр находится перпендикулярно первой, ее украшает изображение головы крокодила, морских коньков и рыб. Третью пару ростр украшает голова водяного, а четвертую – изображения морских коньков. (тритон, волк)

Колонны также украшены рельефными якорями.

На вершинах колонн установлены металлические треножники с чашами: в XIX в. в них заливалось масло, которое зажигали с наступлением сумерек, и Ростральные колонны служили в качестве маяков при подходе к Петербургскому морскому порту. Доступ к чашам осуществлялся по винтовым лестницам, находящимся внутри колонн. Маяки служили до 1885 г., их зажигали в туман и ночью. Внутри колонны имеют винтовые лестницы, ведущие на верхние площадки, где помещены треножники с жаровнями, предназначенные для сигнальных огней. Вначале в жаровнях жгли конопляное масло, но раскаленные брызги падали вниз на головы прохожих. Потом заливали смолу. В 1896 г. к светильникам подвели электрические лампы, но в связи с большими расходами на электричество этот способ освещения был отвергнут.

Основные работы по строительству биржевого ансамбля закончились в 1810 г.

Булла К. К. 1910-е гг.
Стрелка Васильевского острова.

Читайте также:  Главные достопримечательности Амстердама: куда сходить и что посмотреть

В определении наименования фигур у подножия Ростральных колонн отсутствует единство мнений. Утверждение, что здесь представлены аллегорические изображения, олицетворяющие четыре русские реки (у южной – “Волхов” и “Нева”, у северной – “Днепр” и “Волга”), не подтверждается документами и возникло относительно недавно. Сам Тома де Томон писал, что “база каждой колонны украшена огромными фигурами, которые символизируют божества моря и коммерции”. Атрибуты скульптур достаточно скупы, и ни один из них не может подтвердить или полностью опровергнуть версию о том, что перед нами аллегории конкретных четырех рек. Лишь тематическое согласование со скульптурным оформлением Биржи и некоторые атрибуты говорят в пользу этой точки зрения – одна из мужских фигур правой рукой сжимает рулевое весло, а левая покоится на сосуде, из которого струится вода. Мужчина у второй колонны левой рукой опирается на лот. Обе женщины изображены с мореходными атрибутами; одна из них держит еще и рог изобилия, наполненный фруктами.

Интересные факты

За все время существования питерских ростральных колон накопилось немало интересных фактов об этих произведениях архитектуры. Например, многие считают, что величественные колонные постройки Санкт-Петербурга появились благодаря появлению ордерной системы классики. В те времена российское дворянство увлекалось просвещением, что поспособствовало развитию увлечения этим стилем. Другие интересные факты:

  • Все ростральные пары имеют собственное тематическое оформление. Нижняя часть представлена фигурками наяд. Второй ряд украшен головами крокодилов и рыбами. Третья пара представлена головами водяных. Самый верхний ряд украшен морскими коньками.
  • Кирпичную кладку и обработку оснований из гранита выполняла команда отечественных каменотесов, работавших на Суханова.
  • Вместо ростральных колонн на территории Стрелки должен был быть воздвигнут памятник Петру I, именно так облагородить набережную хотела Елизавета Петровна.
  • Последние реставрационные работы закончились в 1999 году, они проводились специалистами Эрмитажа.
  • Изображение ростральных векторов города можно увидеть на рублевой купюре номиналом 50 руб.

Колонны дважды взламывались злоумышленниками, причем оба проникновения произошли в 2011 году. Последний визит незваных гостей привел к сожжению факела, который позднее был восстановлен.


Традиция зажигания огня своими корнями уходит в начало XIX века. Позднее стало понятно, что это небезопасно для прогуливающихся людей, поэтому по вечерам смотрители зажигают яркую подсветку. Что касается розжига факелов, то это знаменательное событие можно наблюдать исключительно по большим праздникам, например, на 9 мая, День города и так далее.

На автобусе и троллейбусе

Рядом с Ростральными колоннами находится остановка «Биржевая площадь», куда можно доехать автобусами № 10, 191 и троллейбусом № 7. В 185 метрах к юго-западу от южной колонны есть остановка «Университетская набережная». К ней прибывают автобусы № 7, 24 и троллейбусы № 1, 10, 11. Чуть дальше находится остановка «Менделеевская линия», которая принимает автобус № 47.

Доехать до Ростральных колонн можно и на такси. В Санкт-Петербурге огромное количество разных служб. Стоимость проезда будет зависеть от расстояния, времени суток, класса автомобиля и других факторов. Наиболее популярные службы такси — Яндекс. Такси, Gett, Maxim.

РОСТРАЛЬНЫЕ КОЛОННЫ – СИМВОЛ МОРСКИХ ПОБЕД

О. МОЗГОВАЯ, искусствовед (г. Санкт-Петербург)

Санкт-Петербург готовится к 300-летию. И как принято, к празднику город прихорашивается. Несколько лет уже ведутся реставрационные работы на Стрелке Васильевского острова. В XVIII веке это было одно из самых значимых мест в Петербурге. Здесь было удобно причаливать кораблям, поэтому в 1733 году с Березового острова сюда переместился порт. На Стрелке Васильевского острова возвели здание Биржи, Таможню, пакгаузы и другие портовые сооружения. В конце XVIII века на Стрелку ежегодно приходило более тысячи кораблей.

В настоящее время порт находится на Гутуевском острове, но черты морского величия до сих пор сохраняются на Стрелке Васильевского острова. И среди них – Ростральные колонны.

В Древнем Риме существовал обычай: в честь морских побед возводили триумфальные колонны, украшенные рострами (носами) вражеских кораблей. В Петербурге Ростральные колонны были сооружены в 1810 году по проекту французского архитектора Жана Франсуа Тома де Томона. Было время, когда колонны служили маяками приходящим в порт кораблям. Высота каждой колонны 32 метра. На верхние площадки, где находятся треножники для сигнальных огней, ведут расположенные внутри винтовые лестницы. Наверху в жаровнях жгли конопляное масло, и раскаленные брызги падали на головы прохожих.

В 1896 году к светильникам подвели электричество. Но этот способ освещения применяли недолго “по причине великого расхода”.

И лишь к 250-летию города, в 1957 году (юбилей праздновали с опозданием), к колоннам был подведен газ, а в мощных горелках запылали 7-метровые огненные факелы. Огни на Ростральных колоннах зажигают лишь в особо торжественных случаях. Загорались они и 30 ноября прошлого года, когда Ростральные колонны были торжественно открыты после реставрации.

СКУЛЬПТУРА НУЖДАЕТСЯ В ЗАЩИТЕ

Ростральные колонны – один из символов Санкт-Петербурга. Триумфальные колонны традиционно ассоциируются с мощью и силой. Олицетворением этих качеств стали монументальные фигуры, помещенные у подножия колонн.

Скульптура, украшающая Ростральные колонны, создавалась в 1810-1811 годах, одновременно со всем ансамблем, в котором в полной мере проявился столь характерный для эпохи классицизма синтез искусств. Архитектура и скульптура составляют здесь неразрывное единство, дополняя друг друга.

Первоначально автор проекта Тома де Томон предполагал отлить весь скульптурный декор в бронзе, однако из-за сложности работ пришлось выполнить статуи из пудостского известняка. Этот материал добывался в каменоломнях под Санкт-Петербургом, недалеко от Гатчины, в местечке Большая Пудость, от чего и получил свое название. Легко поддающийся обработке сразу после извлечения из карьера – его можно резать ножом, известняк быстро твердеет на открытом воздухе. Структура камня не допускает детальной проработки мелких объемов и полировки поверхности, поэтому мастер, работающий с пудостским известняком, лишен возможности продемонстрировать зрителю эффект передачи фактуры различных материалов, тонкую орнаментировку. В то же время пудостский камень обладает своими специфическими достоинствами: прочностью, красивым желтовато-сероватым теплым оттенком, особенно эффектно выделяющимся на фоне гранитных блоков и красновато-охристой окраски колонн.

В последние годы было установлено, что над созданием скульптур работали французские ваятели Ж. Камберлен и Ф. Тибо. Первым была выполнена мужская фигура на северной колонне, а остальные скульптуры принадлежат руке Тибо. При более внимательном изучении скульптуры можно заметить различия в стиле исполнения: работа Ж. Камберлена отличается от остальных большей динамичностью и сложностью силуэта.

Что изображают скульптуры? Мнение о том, что у подножия колонн представлены аллегорические изображения, олицетворяющие четыре русские реки (у южной – “Волхов” и “Нева”, у северной – “Днепр” и “Волга”), не подтверждается документами и возникло относительно недавно. Сам Тома де Томон писал, что “база каждой колонны украшена огромными фигурами, которые символизируют божества моря и коммерции”. Атрибуты скульптур достаточно скупы, и ни один из них не может подтвердить или полностью опровергнуть версию о том, что перед нами аллегории конкретных четырех рек.

Пудостский известняк в большей степени, чем другие каменные породы, подвержен разрушающим воздействиям перепадов температуры, атмосферных осадков, промышленных выбросов, холодного и сырого климата. Поэтому скульптуру из пудостского камня приходится часто реставрировать.

Перед реставрацией скульптуры Ростральных колонн, проводившейся в 1928 году, крупнейший специалист в области монументально-декоративной скульптуры И. В. Крестовский писал: “Скульптуры к моменту их реставраций, проводившихся после Октябрьской революции, оказались окрашенными масляной краской, и не один раз, а несколько, и каждый раз новым цветом Все скульптуры из пудожского известняка были уродливо намазаны гипсом, цементом или штукатуркой не только в местах поломок, но и в совершенно целых местах. При реставрации каменных фигур Ростральных колонн с каждой из фигур было снято воза два-три посторонних цементных, гипсовых и штукатурных намазок”.

Однако этот критический отзыв не повлиял на ход ремонтных работ, и Крестовский многократно обращал внимание на то, что реставрация вновь проводится неправильно.

Читайте также:  Что посмотреть на Крите из достопримечательностей (самостоятельное путешествие)

При последующих ремонтах, проводившихся обычно в спешке в канун празднования юбилеев, в камень в местах утрат вбивались железные штыри и гвозди, служившие арматурой для цементных доделок. Разрушенные части фигур заменялись новыми, выполненными из цемента или вырубленными из другой породы камня, и все покрывалось краской.

О состоянии, в котором на протяжении десятилетий находилась скульптура колонн, свидетельствуют акты, сохранившиеся в архиве Государственного музея городской скульптуры. Они составлялись по результатам осмотров, проводившихся перед очередными этапами реставрации. Однако, к сожалению, в ходе работ, осуществлявшихся с 1928 по 1979 год, в технологии не произошло принципиальных изменений.

Не проводились мероприятия по укреплению пудостского известняка, отсутствовала гидрофобизация, то есть защита поверхности камня от воздействия влаги. Памятник продолжал разрушаться вплоть до того, что отсутствие конструкций для крепления выступающих деталей привело к падению этих деталей. В некоторых местах обнажилась арматура из черного металла со следами глубокой коррозии.

И ВНОВЬ – РЕСТАВРАЦИЯ

В 1996 году встал вопрос об очередной реставрации, так как скульптура находилась в аварийном состоянии.

В русском искусстве ближайшими аналогами каменным изображениям Ростральных колонн могут служить расположенные у основания башни Адмиралтейства фигуры Александра Македонского, Ахиллеса, Аякса и Пирра работы скульптора Ф. Щедрина. Они также выполнены из пудостского камня. При реставрации этих скульптур в 1997-1998 годах сотрудниками Эрмитажа была впервые опробована и применена методика, разработанная научно-исследовательским институтом “Спецпроектреставрация”. Эта методика использовалась и при реставрации скульптуры Ростральных колонн, но здесь специалисты столкнулись со значительно более сложной задачей.

В первую очередь скульптура была промыта, удалены стойкие сажистые загрязнения, образовавшиеся в результате влияния атмосферы города, а затем специальным составом нейтрализованы биопоражения, покрывавшие поверхность во многих местах.

Одной из важнейших мер, предпринятых реставраторами, стало удаление поздних доделок. Отличающиеся по своим физическим свойствам от пудостского камня чужеродные материалы способствовали разрушению скульптуры. Кроме того, коломенский известняк (доломит), использовавшийся при многочисленных реставрациях, имеет различные с пудостским камнем цвет и фактуру поверхности. Поэтому части скульптур, выполненные из доломита, были явно не к месту.

Очищенный камень укрепили, а на поврежденные места установили точные повторения утерянных частей. Выполнялись они согласно сохранившимся рисункам и фотографиям, фиксирующим их оригинальный внешний вид. Сначала недостающие детали были выполнены в пластилине, затем – в гипсе, а когда форму модели утвердил Реставрационный совет – выполнили их в пудостском известняке.

Крепление недостающих деталей, устранение небольших сколов и трещин производились специальным составом из извести и мраморной крошки. Эта смесь по своей пористости и прочности наиболее соответствует натуральному пудостскому камню. Использовавшийся еще в IV веке зодчими Северного Причерноморья для обработки архитектурных известняковых деталей состав из извести и мраморной крошки до сих пор отличается прочностью и хорошей совместимостью с поверхностью известняка.

Для закрепления утраченных элементов применяли полые стержни из корундовой керамики. Технологию изготовления стержней разработали в Институте огнеупоров Санкт-Петербурга. Сотрудники НИИ “Спецпроектреставрация” предложили использовать корундовую керамику, обычно применяемую в медицине, и в реставрационной практике. Эта керамика инертна к атмосферным воздействиям и имеет близкий к камню коэффициент расширения, обладает высокой прочностью и низкой теплопроводностью. Все это исключает процессы разрушения в толще камня. Доступные участки металлических деталей, не подлежащие удалению и замене, расчистили и окрасили антикоррозийным составом.

Последний этап реставрации скульптуры – тонировка и гидрофобизация. Тонирование скульптуры из известняка проводится водным раствором гашеной извести. Нанесение вслед за этим состава, защищающего камень от воздействия влаги, позволяет тонировке прочно закрепиться на камне. Этот метод был разработан специально для защиты пудостского камня и не имеет аналогов в мировой реставрационной практике.

Для спасения скульптуры Ростральных колонн объединили свои усилия исследователи, профессиональные реставраторы, сотрудники органов охраны памятников и меценаты. Финансировал реставрационные работы Балтонэксим Банк. Появилась надежда, что меценатство в России возрождается.

“Петербург – город камня” – так названа специальная программа по спасению монументальной скульптуры. На очереди реставрация композиций на фронтоне здания Биржи. Биржа отмечает свой юбилей одновременно с Санкт-Петербургом: в 1703 году Петр I подписал указ о создании Российской биржи.

Перед реставрацией скульптуры Ростральных колонн, проводившейся в 1928 году, крупнейший специалист в области монументально-декоративной скульптуры И. В. Крестовский писал: “Скульптуры к моменту их реставраций, проводившихся после Октябрьской революции, оказались окрашенными масляной краской, и не один раз, а несколько, и каждый раз новым цветом Все скульптуры из пудожского известняка были уродливо намазаны гипсом, цементом или штукатуркой не только в местах поломок, но и в совершенно целых местах. При реставрации каменных фигур Ростральных колонн с каждой из фигур было снято воза два-три посторонних цементных, гипсовых и штукатурных намазок”.

Где находятся:

На Стрелке Васильевского острова у Дворцового моста. На другой стороне Невы – здание Эрмитажа

Все обзорные экскурсии по Петербургу так или иначе проходят через это место, так, что туристу не увидеть Ростральные колонны невозможно.

Развлечения

Курорты Турции предлагают множество развлечений для взрослых и детей. Это и познавательные экскурсионные туры, и клубные вечеринки, а также изобилие предложений для любителей активного отдыха. Вот несколько развлечений:

  • Яхтинг. Невероятные эмоции подарит путешествие на яхте по морю. Выбрав яхту для отдыха, 100% получится насладиться морем, солнечными лучами и экзотикой турецкого курорта. В рамках поездки отдыхающие смогут посетить древнейшие города Турции и фантастической красоты острова.
  • Погружение на глубины. Дайвинг — наиболее вытребованный вид отдыха на турецких курортах. Получиться изучить часть невероятного подводного мира морских глубин, изобилия ярких рыб и коралловых рифов. Если запланировано путешествие на знаменитый курорт, то следует отправиться в Мармарис, где под водой сохранились руины древнейших городов.
  • Памуккале. Одно из чудес света, которое дала миру природа. Здесь можно наблюдать множество террас из белоснежного туфа (известняк), целебных источников, окунуться в природные минеральные бассейны.
  • Дельфинарий. Дельфины, умнейшие млекопитающие, восторгают и умиляют туристов всех возрастов. Посетить дельфинарий могут туристы из Кемера, Анталии, Аланьи и Белека. После шоу отдыхающие смогут лично познакомиться с «милыми артистами» и даже искупаться с ними, повеселиться.
  • Сафари. Одним из востребованных туристических сервисов считается джип и мото-сафари. Такие экскурсионные туры дают возможность отдыхающим ближе ознакомиться с экзотикой Турции, а также посмотреть поселения местных с их традициями и колоритом. Перед путешественниками предстанут красивейшие каньоны, растительность, реки. Получится проникнуться незабываемой атмосферой пейзажей Турции.
  • Рафтинг. Наиболее экстремальное и заразительное турецкое развлечение. По бурной реке на надежном плоту отдыхающие смогут испытать такие удивительные ощущения, что запомнятся навсегда.
  • Аквапарк. Это шикарное развлечение в день, когда жарко и знойно. Помимо компактных индивидуальных аквапарков, которые есть в инфраструктуре гостиниц от 3 звезд, путешественникам можно посетить и крупнейшие, оборудованные по европейскому стандарту, аквапарки на Анталийском побережье, а также выстроенные в Белеке Water Planet и «Троя».
  • Водопады. Кристальная вода, которая падает с огромной высоты скалистой части гор, высочайшие клубы пара, подымающиеся ввысь, богатейшая экзотика растений, которая выступает в роли рамки этого чуда Турции.
  • Хамам. Запланировав отпуск в Кемере, в программу развлечений важно включить посещение уникальной бани. Местное название турецкой бани — хамам. Это не только водные процедуры, а целая философия, обязательный элемент самобытной культуры Турции. Местные говорят, что визит в хамам — это омоложение и очищение не только тела, но и души.
  • Турецкая ночь. Популярнейшее шоу, проходящее в ночное время. Здесь можно увидеть и принять участие в увлекательных и необычных представлениях. Шоу продемонстрирует и восточные танцы, например, известный во всем мире танец живота.

В Кемер влюбляются раз и навсегда.


Курорты Турции предлагают множество развлечений для взрослых и детей. Это и познавательные экскурсионные туры, и клубные вечеринки, а также изобилие предложений для любителей активного отдыха. Вот несколько развлечений:

Читайте также:  О даче Сталина в Сочи: официальный сайт, как добраться до Зеленой рощи

Аэропорт и транспорт

Ближайший аэропорт находится в 42 километрах к северо-востоку от городка. Это крупный авиаузел провинции Анталья и всего турецкого юга. Из аэропорта следует сперва автотранспортом добраться до города Анталья, затем перейти в другой автобус или пересесть на паром.

И вот вы в Кемере… Здесь популярны вездесущие долмуши, систематически курсирующие почти в круглосуточном режиме. На их остановках красуется латинская литера «D». Городское такси, как и в Москве – желтые машинки с надписью «taxi» и шашечками. Их можно встретить на специально отведенных стоянках у гостиниц, торгово-развлекательных центров и возле больших транспортных развязок. Цена услуги небольшая, поэтому многие пользуются этим видом транспорта в качестве основного и единственного.

Какой курорт вам подходит?

  • Пляжи — 9 идеальных мест;
  • Мармарис — с песчаными пляжами;
  • Анталья — с шопингом и развлечениями;
  • Сиде — с античными руинами;
  • Белек — с максимально комфортной инфраструктурой;
  • Измир — с экскурсиями к древним городам;
  • Фетхие — с красивой природой и европейским лоском;
  • Аланья — с отличной культурно-развлекательной программой;
  • Манавгат — с его водопадом и активными развлечениями;
  • Бодрум — с зажигательными дискотеками до утра.

Кемер славится естественной красой и древними руинами. Что посмотреть самостоятельно? Взять, к примеру, исторический парк «Йорук». Эта этнографическая экспозиция посвящена становлению и развитию нации. Музей под открытым небом повествует о быте, нравах, культуре и обычаях кочевых тюркских племен. Посетить его можно самостоятельно. Сохранились жилища (юрты), утварь предков, их мастерские и то, что в средние века служило им в качестве транспортных средств. Широко представлены древние среднеазиатские ремесла, перенесенные в Переднюю Азию много столетий назад, а также рецепты кухни пустынных кочевников.

Экскурсии

В Кемере предлагается неплохой выбор экскурсий, вот самые популярные из них:

В отдельной статье мы собрали описание экскурсий из Кемера, также можете посмотреть достопримечательности Кемера.


Среди интересных мест в черте города — бульвар Ататюрка, белая башня с часами — символ города, парк Лунный свет, фонтан Дождь любви.

Crystal Aura Beach Resort & Spa 5*

Crystal Aura Beach Resort & Spa 5* находится рядом со средиземным морем в 1,5 км от Кемера. Проживание в отеле подойдет для активного отдыха с друзьями и семейных путешествий. Из окон открывается живописный вид на Тахталы. Сутки проживания от 2300 руб.

Питание разнообразное, шведский стол 4 раза в день. Но, за мороженое и напитки на дискотеке придется платить. Для маленьких гостей предусмотрен отдельный бассейн и детская площадка. Стоимость проживания от 1100 $ на двоих за 7 дней.

Пляжи Кемер

Пляжи Кемер – галечные. Галька на пляжах курорта Кемер крупная, но есть и маленькая, а местами в воде встречаются валуны. На некоторых пляжах завезен песок, но вход в море – все равно галька. Галечные пляжи имеют свой неоспоримый плюс – прозрачную чистую воду. Не зря все пляжи Кемер – неизменные обладатели «Голубых флагов».

Климат Турции в курортной зоне Кемера подходит всем без исключения отдыхающим на море, ведь даже в самые жаркие месяцы лета (июль-август) обилие зелени, гор и свежего бриза с моря сделают Ваш отпуск очень комфортным!

Такого разнообразия курортных центров, отелей, пляжей и соответственно цен Вам не найти ни в одном другом курортном местечке как в Кемере!

Города Кириш и Чамюва (Кемер)

Оба города относят к одной зоне курортов. Разделяют Кириш и Чамюву водоотводные каналы. С юга Чамюва, с севера от канала Кириш. Сюда едут за развлечениями и элитными отелями. Прямо на берегу канала водный парк DolusuPark с его аттракционами.

Что касается отелей, выбирать придется долго. На суд путешественника представлены «звездные» гостиные дома на первой линии, множество семейных отелей, вилл на второй линии. Первые отличаются шикарными номерами и собственными песчаными пляжами, вторые порадуют низкой ценой, домашним уютом. Но вот общественные пляжи придется поискать, к тому же они могут оказаться не такими чистыми, как хотелось.

Достопримечательностями тут «не пахнет». Пара ресторанов, сувенирные лавочки, несколько магазинов с туристической мелочевкой и аптеки. Правда, местные жители считают магазины крупными, инфраструктуру развитой.

Едут в эти места не за достопримечательностями, а за отдыхом. Множество укромных мест, красота природы, здоровый воздух, солнце и море делают район привлекательным для семей с детьми, всех, кто устал от мегаполисов.

Назвать Текирова городом могут только местные жители. Это большая деревня с пляжем длиной 3,5 км и населением в 3500 жителей. Вдоль прибрежной линии расположены отели. Пляжи каменистые, но галька тут довольно мелкая, поэтому зона пригодна для приятного отдыха.

Городской галечный пляж (Крымский)

Каменистый пляж гораздо больше песочного. Вся береговая линия застроена отелями. Есть набережная. На пляже лежаки и навесы от солнца, душевые, туалеты, раздевалки.

На этом пляже чувствуешь себя, как в Крыму! Галька под ногами, сотни одинаковых зонтиков, много народу, тетеньки в чепчиках загорают стоя с поднятыми руками, бетонная набережная, металлоконструкции и даже волнорезы есть! Ну чем не Феодосия?

Уже сверху виднеются бесконечные зонтики, под которыми греют тельца отдыхающие. Даже контингент людей один в один, как в Коктебеле или Новом Свете. Пляж средних размеров, но далеко не маленький. Береговая линия узкая. Лежаки помещаются, но все лежат кучненько, о свободном пространстве мечтать не приходится.

Море чистое и прозрачное за счет камней. В некоторые дни вода бывает такого ярко голубого цвета, что становится похоже на Карибское море.

За пределами пляжа сходства с Крымом заканчиваются. Ухоженная территория с цветочками, аккуратные дорожки и приличные отели на первой линии.

За пределами пляжа сходства с Крымом заканчиваются. Ухоженная территория с цветочками, аккуратные дорожки и приличные отели на первой линии.

За семейным отдыхом в Турцию – в Кемер поселок Текирова

Этот спокойный район с густой зеленью на самом юге Кемера чаще других выбирают именно семьи с детьми. В Текирова мало молодежных дискотек, зато есть мелкогалечные пляжи, а также зоны с завозным песком и отели с полным спектром услуг для семейного отдыха. Местная достопримечательность – экопарк, в котором можно посмотреть на редких рептилий и экзотическую растительность. SPA-салоны, дайвинг к подводным пещерам, клубы верховой езды, аттракционы, магазины, древний рынок и красоты античного Акрополя – скучно не будет никому. А по канатной дороге за десять минут можно попасть из лета в зиму, поднявшись на заснеженную вершину Тахталы. Минус – район относительно новый, поэтому его шикарные отели будут по карману не каждому.

На курортах Кемера в Турции отдыхал еще Александр Македонский

Как отдохнуть?

Самый популярный центр развлечений в городе — аквапарк Aqua World — размещен в центре города. Благодаря тому, что комплекс разбит на несколько тематических участков, активный отдых обеспечен как детям, так и взрослым.

Аквапарк Aqua World

Кемер входит в число курортов так называемой «Турецкой Ривьеры», или «Бирюзового берега» — одного из самых популярных регионов средиземноморского побережья, предлагающего шикарные зоны для отдыха, многочисленные отели и тысячи вилл в аренду.

Городской парк Moonlight сможет также удивить яркими шоу с дельфинами и морскими львами в дельфинарии, где посетители смогут даже поплавать вместе с животными в бассейне. В небольшом зоопарке поблизости дети и взрослые могут увидеть обитателей, свободно прогуливающихся по территории, что очень необычно и привлекательно.

Активным отдыхом можно заняться в центре рафтинга Ayat Group, а также в пункте для дайверов European Divers.

В Кемере наиболее известными видами транспортных средств являются автомобили и велосипеды. Пункты аренды велосипедов есть практически при каждом отеле, а взять напрокат хороший автомобиль можно в центре проката Hero tour.

Добавить комментарий